АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (I в. н.э.) – философ-пифагореец. Его жизнеописание составлено в начале III в. Флавием Филостратом по просьбе Юлии Домны, жены императора Септимия Севера (193–211 гг.). Основным источником своего труда автор называет дневники Дамида, ученика и спутника Аполлония Тианского (учёные считают эти записки выдуманными самим Филостратом, сочинение которого носит легендарный характер и изобилует многочисленными историческими и географическими несоответствиями). Согласно этому жизнеописанию, Аполлоний Тианский родился в городе Тиане (в Каппадокии, Малая Азия) около 3 г. н.э., получил риторическое и философское образование и посвятил себя «пифагорейскому образу жизни»: предавался строгой аскезе, совершал чудеса, изгоняя злых духов, исцеляя людей (например, спас от чумы город Эфес), воскрешая умерших. Он помогал бедным, утешал заключённых, исправлял законы, давал советы царям, поддерживал древнее благочестие, предсказывал будущее и т.п. Во время путешествий Аполлоний Тианский побывал у магов в «Вавилоне» (этот древний город к тому времени уже лежал в развалинах), в Индии и Эфиопии у гимнософистов, посетил Испанию и Италию. В Риме при императоре Нероне (54–68 гг.) философ попал в тюрьму по обвинению в занятиях магией; произнеся на суде речь в своё оправдание, чудесным образом исчез. Умер Аполлоний Тианский при императоре Нерве (96–98 гг.), место его смерти не было точно известно (назывались Эфес, Линд, Крит). У авторов, писавших об Аполлонии Тианском до Филострата, он выступает, прежде всего, как волшебник и чудотворец: Ориген ссылается на жизнеописание Аполлония Тианского некоего Мойрагена (II в.), демонстрируя Цельсу, какое влияние магия может оказать на философа; Лукиан Самосатский (II в.) причисляет Аполлония Тианского к колдунам и чародеям. О том же свидетельствуют два трактата сомнительной аутентичности, дошедшие под именем самого Аполлония Тианского (Псевдо-Аполлония). Труд по астрологии «Книга мудрости и смысла влияния (звёзд)» трактует названия времён года, часов, дней и ночей и их воздействие на человека, уча выбирать время для колдовства и использовать для заклинаний нужные имена. Другой философский трактат (есть арабская версия, переведённая на еврейский и латинский языки) посвящён первоосновам вещей, прежде всего, небесным телам, затем минералам, животным и, наконец, человеку; его автор называет себя «Аполлонием из Тианы, превосходным во всякого рода тайных науках». Образованный ритор и софист Флавий Филострат порвал с предшествующей традицией, заявив, что свидетельства Мойрагена не заслуживают доверия, и создал новый образ Аполлония Тианского: философа, идеального мудреца, превзошедшего самого Пифагора Божественностью и пользующегося широким духовным и практическим влиянием.

 



 
PR-CY.ru