Словарь по христианству А АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА

АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА

АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА (484–519 гг.) – церковный раскол между Востоком и Западом на почве отношения к «Энотикону» императора Зинона (474–491 гг.), названный по имени Константинопольского патриарха Акакия (471–488 гг.). После четвёртого Вселенского собора (Халкидон, 451 г.) созвавший его император Маркиан (450–457 гг.) был уверен, что отныне не будет больше повода для церковной вражды. Действительно, в его правление позиции православия казались незыблемыми; однако сразу же после смерти Маркиана монофизитская партия в Египте, надеясь на изменение церковно-политической ситуации в свою пользу, свергла православного Александрийского патриарха Протерия (451–457 гг.) и поставила на его место Тимофея II Элура (457–460, 475–477 гг.). Впрочем, новый император Лев I Великий (457–474 гг.) показал себя не менее ревностным сторонником православия, и Элур II вскоре был отстранён и заменён Тимофеем Салофакиолом (460–475, 477–482 гг.). Положение изменилось через 15 лет, когда император Зинон был свергнут с престола Василиском (475–476 гг.), который принял сторону монофизитов и возвратил на Александрийскую кафедру Тимофея II Элура. На его имя Василиск издал окружное послание «Энкиклион», в котором признавались два Эфесских собора – третий Вселенский (431 г.) и «Разбойничий» (449 г.), – но решительно осуждались все «нововведения» Халкидонского собора и предавались анафеме как его вероопределения, так и томос папы Льва I Великого (440–461 гг.). «Энкиклион», хотя и был подписан 500 епископами, натолкнулся на решительное противоборство столичного монашества и патриарха Акакия, не согласившегося подписать его. Из страха перед поднявшимся в столице в защиту православия волнением император Василиск издал «Антиэнкиклион», перечёркивавший основные положения «Энкиклиона», но это уже не помогло: в столице произошёл переворот, и на престол вернулся Зинон (476 г.). В Сирии и Палестине позиции православия ослабевали и уступали место несторианским и монофизитским воззрениям. В Александрии монофизиты избрали преемником умершего Элура Петра III Монга (477, 482–489 гг.), которому тут же пришлось скрыться от угрожавших ему преследований со стороны властей; кафедру вновь занял Тимофей Салофакиол (460–475, 477–482 гг.), однако ему не удалось распространить свою власть даже на всю Александрию. Православный преемник Тимофея, патриарх Иоанн I Талайя (482 г.), был не в ладах с Константинопольским патриархом Акакием, и тот способствовал его устранению. Талайе пришлось бежать в Рим, и на Александрийской кафедре вновь оказался Пётр III Монг (482 г.). Патриарх Акакий вступил с ним в переговоры с целью выработать приемлемое для обеих сторон соглашение, в результате чего появилось подписанное императором Зиноном и, вероятно, созданное при участии Акакия объединительное послание («Энотикон») к Александрийской церкви. Этот документ, не столько вероучительный, сколько церковно-политический, ставил своей целью укрепление государства через установление церковного мира путём некоторых уступок монофизитскому Востоку. Пётр III Монг признал «Энотикон» и был принят в общение Константинопольским патриархом, однако в самой Александрии у него возникли трудности: крайние монофизиты, не вполне доверявшие ему, требовали от него решительного осуждения Халкидонского собора.

 



 
PR-CY.ru