Словарь по христианству А АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ

АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ

АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ (Государственный исторический музей) – иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий, или Евангельских чтений (апракос), с месяцесловом. Исполнено на пергамене (291 лист) крупным полууставом в два столбца. По палеографическим признакам датируется первой четвертью XV в., переплёт – XVII в. Сведения о происхождении содержатся в записи XIX в. на крышке переплёта, как полагают исследователи, сделанной при передаче Андроникова Евангелия в Московскую епархиальную библиотеку в начале 1860 гг., с 1921 г. хранится в Государственном историческом музее. Более древние пометы исторического характера отсутствуют. Как предполагают исследователи, создано для Андроникова в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужского монастыря в качестве соборного напрестольного Евангелия. Роскошные украшения Андроникова Евангелия (выходная миниатюра, две заставки (перед синаксарём и месяцесловом), 373 инициала) связывают памятник с центральным скрипторием Москвы при митрополичьей кафедре. Начало активной работы мастерской приходится на 1390 гг., длительное время, до 1400 г., её возглавлял протодьякон Спиридоний. Отсюда вышли такие шедевры, как Киевская Псалтырь (1397 г., Российская национальная библиотека), Евангелие Хитрово (около 1399 – 1400 гг., Российская государственная библиотека), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское; начало XV в.; музеи Московского Кремля) и др. Оформление Андроникова Евангелия следует декору названных рукописей. Начальная заставка (лист 2), основная часть инициалов относятся к образцам неовизантийского орнамента; зооморфные инициалы в виде драконов, змей, дельфина, птиц повторяют или варьируют мотивы предшествующих кодексов и принадлежат той же группе мастеров. К индивидуальным особенностям Андроникова Евангелия, как полагают исследователи, оговоренным заказчиком (игуменами Андроникова монастыря преподобными Саввой или Александром Московским), относится отсутствие разграничений в тексте, кроме синаксаря и месяцеслова, а также сюжет выходной миниатюры – Христос Еммануил во славе, с открытым Евангелием с текстом: «Си заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17). Некоторые исследователи связывали миниатюру с именем Андрея Рублёва (Александр Иванович Успенский, Валентина Ивановна Антонова, Вера Григорьевна Брюсова и др.). Как полагают исследователи, она принадлежит московскому художнику, имя которого неизвестно, но манера исполнения также основана на традициях палеологовской живописи (по предположению Сергея Сергеевича Чуракова, это мог быть Даниил).

 
PR-CY.ru