АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД)

АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) – древнее богослужение Антиохийской православной церкви. Исторических сведений о нём сохранилось крайне мало, а сохранившиеся тексты не всегда исследователи однозначно интерпретируют как «антиохийские». В литературе прошлого было принято называть «антиохийским» или «западно-сирийским» один из основных типов анафор, но исследователи считают, что корректнее называть этот тип анатолийским по имени римского диоцеза Востока с политическим (но не обязательно церковно-литургическим) центром в Антиохии, в который входили Малая Азия, Сирия, Палестина. Древнейшими анафорами Антиохии являются: 1) анафора «(двенадцати) апостолов» анатолийского типа, греческий оригинал которой утрачен и сохранился лишь сирийский перевод; она послужила основой для анафоры, созданной Иоанном Златоустом, ставшей, в свою очередь, одной из основных анафор византийского обряда; 2) исследователи полагают, что анафора «апостола Петра» (они её не смешивают с византийским вариантом римской мессы восточно-сирийского типа, сохранившаяся в маронитской и грузинской версиях) и близкая к анафоре литургия апостолов Аддая и Мари. Таким образом, исследователи утверждают, что древняя богослужебная традиция Антиохии явилась одним из источников для формирования как восточно-сирийского обряда (через посредство Эдессы), так и обрядов анатолийской группы (византийской, западно-сирийской). Порядок литургии и таинств в Антиохии в IV–V вв. они реконструируют по данным литургико-канонических памятников антиохийского происхождения: «Дидаскалии апостолов» (первая половина IV в.), восьмой книги «Апостольских постановлений» (около 380 г), «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (вторая половина V в.). Важными источниками по истории антиохийского богослужения конца IV – начала V вв. являются проповеди Иоанна Златоуста, произнесённые им до 397 г., в период его пресвитерства в Антиохии, и Феодора Мопсуестийского (ум. в 428 г.). С Сирией и Антиохией связано возникновение традиции исторического символизма в толковании литургии. Церковные разделения V–VII вв. и арабское завоевание привели к ослаблению самостоятельной литургической традиции Антиохийской церкви, которая подверглась сильному влиянию иерусалимского богослужения; в это время основной литургией Антиохии, как полагают исследователи, становится иерусалимская литургия апостола Иакова. Важнейшими источниками по истории антиохийского богослужения этого периода являются сочинение Псевдо-Дионисия Ареопагита (конец V в.) «О церковной иерархии», литургические комментарии Нарсаи (ум. в 502 г.) и Севира Антиохийского (ум. в 538 г.), чьи гимны послужили основой для возникновения Октоиха, а также грузинские переводы греческих богослужебных рукописей антиохийского и иерусалимского происхождения. В X–XIII вв. Антиохийская православная церковь, как и остальные поместные церкви, переходит на константинопольский византийский обряд. Основным богослужебным языком становится арабский. Древние традиции Антиохии сохраняются в богослужении Яковитской церкви, Маронитской церкви, вступившей в унию с Римом, из-за чего её литургическая традиция подверглась сильному влиянию римского обряда, и, как полагают исследователи, в богослужении Церкви Востока.

 
PR-CY.ru