ACCESSUS AD ALTARE - Страница 3

Максим Исповедник (VII в.) и Константинопольский патриарх Герман (VIII в.) уже не упоминают ни диалога, ни молитвы accessus ad altare. В «Протеории» (XI в.) говорится о молитве епископа не только за себя, но и за народ. Николай Кавасила (XIV в.), хотя и упоминает вкратце молитву священника о себе после великого входа, акцентирует внимание на необходимости моления о Дарах после их принесения. Симеон Солунский (конец XIV – начало XV вв.) объясняет испрашивание епископом молитв у сослужащих священников и аккламацию народа «Ис полла эти, деспота» как подготовку к анафоре. В богослужении армянских церквей принесение Даров и accessus ad altare продолжают оставаться независимыми элементами преанафоральной части литургии: в то время как архидиакон приносит Дары, священник читает молитву accessus ad altare. Затем священник принимает Дары у архидиакона, поставляет их на престол и совершает каждение престола и умовение рук с чтением Пс. 25:6. В литургиях александрийского обряда молитва accessus ad altare может помещаться во время принесения Даров в алтарь или перед лобзанием мира (в коптской и эфиопской литургиях, как и в литургиях яковитов и маронитов, хлеб и вино поставляются на престол в начале литургии). В мессах западных обрядов элементы accessus ad altare, как правило, не составляют единого блока – они помещены частично в самом начале литургии, частично после принесения Даров. Молитва, которая читается на западных литургиях после принесения хлеба и вина, является молитвой только о принесенных Дарах, молитва accessus ad altare может читаться в начале мессы. В древней мессе галликанского обряда священник испрашивал молитв о себе после поставления Даров на престол. В мессе испано-мосарабского обряда, облачившись, священник читает молитву accessus ad altare. Далее следует диалог священника с клиром, состоящий из Пс. 42:1–5; 117:1 и др. (стих Пс. 42:4 повторяется в диалоге перед началом анафоры), краткого исповедания грехов, второй молитвы accessus ad altare. Умовение рук совершается после предложения Даров. Месса амвросианского обряда до реформ второго Ватиканского собора открывалась диалогом священника, стоявшего на алтарной ступени (т.е. ступени престола), с чтением Пс. 42:4 («Подойду к жертвеннику Божию») и Пс. 67:1, затем следовали краткое исповедание грехов и тайная молитва священника о себе во время приближения к престолу. Умовение рук с чтением Пс. 25:6–7 совершалось во время анафоры, прежде inatitutio. Месса римского обряда до реформ второго Ватиканского собора (Тридентская месса), как и месса амвросианского обряда, начиналась с диалога предстоятеля и клира у алтарной ступени с чтением Пс. 42:4, 1–5; 123:8, далее следовали исповедание грехов и тайная молитва accessus ad altare. Умовение рук (с чтением Пс. 25:6–12) входило в состав обрядов принесения Даров, анафора предварялась диалогом священника с клириками «Orate fratres» (лат. – «Молитесь, братья») и чтением молитвы над приношениями (лат. super oblata, или secreta). Древние Миссалы (например, Миссал Карла Лысого, около 870 г.) включают в диалог священника с клиром слова Лк. 1:35, известные по восточным литургиям, и Пс. 19:4–5. В мессе Novus ordo действия accessus ad altare подверглись сокращению – начальные обряды не содержат диалога: священник молча подходит к алтарю и целует его; в начале евхаристической литургии после поставления на престол хлеба и вина следуют умовение рук и обращение «Молитесь, братья», на которое священнику отвечают не только клирики, но и все молящиеся.



 
PR-CY.ru