Словарь по христианству А ACCESSUS AD ALTARE

ACCESSUS AD ALTARE

ACCESSUS AD ALTARE (лат. – приближение к престолу) – название одного из моментов литургии верных, когда священнослужители приступают к престолу и готовят себя к совершению евхаристии – чтению анафоры и причащению. В большинстве богослужебных традиций accessus ad altare первоначально имело не меньшее значение, чем принесение хлеба и вина. Составными частями accessus ad altare могут быть умовение рук, молитва предстоятеля о себе, испрашивание им молитв у сослужащих, чтение избранных библейских стихов. Наиболее развитую форму accessus ad altare имеет в восточно-сирийском обряде. Согласно каноническим правилам Церкви Востока, анафору даже при наличии нескольких священников читает только один, который избирается архидьяконом из числа служащих непосредственно перед анафорой; после избрания священник идёт к престолу. Это сопровождается обрядами accessus ad altare, которые приобретают большую выразительность, т.к. совершающий их священник приступает к литургисанию, заранее не зная, что именно ему придётся служить в этот момент. В восточно-сирийской традиции accessus ad altare состоит из шествия с остановками от вимы (возвышения в центре храма или перед его алтарной частью) в алтарь, сопровождаемого обменом возгласами с дьяконами и чтением Символа веры; коленопреклонениями пред престолом и лобзаниями его; умовением рук; молитвой предстоятеля о себе; продолжительными диалогами между служащим и остальными священниками. В западно-сирийском обряде и схожих с ним иерусалимском богослужении, византийском обряде и в богослужении Армянской церкви accessus ad altare также играет существенную роль; тексты византийских и сирийских херувимских песней свидетельствуют о том, что в древности приготовлению священнослужителей к священнодействию уделялось больше внимания и придавалось больше значения, чем приготовлению хлеба и вина, – в херувимских говорится о таинстве евхаристии и об участии в нём священнослужителей, но не о принесении Даров. В толкованиях на литургию армянского епископа Хозроя Великого (X в.) подробно разъясняется смысл молитвы accessus ad altare и сопровождавшей её ектении, а перенесение Даров диаконами даже не упоминается. В Апостольских постановлениях, одном из древнейших описаний чинопоследования литургии (IV в.), говорится, что прежде чтения анафоры предстоятельствующий епископ совершает умовение рук, сопровождаемое молитвой. В комментариях на чинопоследование сирийской литургии V в. Феодор Мопсуестийский и Нарсаи комментируют accessus ad altare, происходящее после принесения Даров; согласно Нарсаи, accessus ad altare состояло из коленопреклонений перед престолом, лобзания его, личной молитвы предстоятеля и испрашивания им у дьяконов молитв о себе. Впоследствии из богослужения яковитской и маронитской церквей исчез обряд принесения хлеба и вина перед анафорой (Дары находятся на престоле с начала литургии), приготовительными действиями преанафоральной части литургии остаются accessus ad altare  и лобзание мира. В яковитской литургии accessus ad altare следует за Символом веры и состоит из умовения рук, чтения Пс. 5:8, испрашивания предстоятелем молитв о себе. Кроме accessus ad altare в яковитской и маронитской литургиях существует даже обряд отхождения от престола – «discessus ab altari».

 



 
PR-CY.ru