АЛЛИЛУИАРИЙ - Страница 3

Древнейшая рукопись, содержащая аллилуиарий, – грузинский перевод иерусалимского канонаря VII в., аллилуиарий здесь входит в состав иерусалимской литургии апостола Иакова. Согласно рукописям этой литургии, пение аллилуиария сопровождалось каждением и молитвой. Греческий текст александрийской литургии апостола Марка упоминает об аллилуиарии, называя его «прологом аллилуии». В литургии Коптской церкви перед Евангелием читается «псалом Давида», в конце которого чтец возглашает: «Аллилуия», диакон: «Станем со страхом Божиим. Услышим святое Евангелие», а священник: «Благословен Грядый во Имя Господне» (Пс. 117:26a). В литургии Эфиопской церкви аллилуиарий состоит из произносимых священником первого–третьего стихов Пс. 33 и троекратного «аллилуия». В литургии Яковитской церкви аллилуиарий после чтения апостольских посланий и краткой молитвы диакон возглашает: «Псалом Давида произносится пред Отцом нашим», священник благословляет диакона, и тот поёт дважды «аллилуия», священник отвечает славословием, содержащим стихи Пс. 95 и оканчивающимся «аллилуия». За литургией Армянской церкви аллилуиарий исполняется сходным образом: хор поёт «аллилуия» дважды и стих псалма, после чего диакон возглашает третье «аллилуия». Воскресный аллилуиарий содержит стих Пс. 67:1, праздники имеют особые стихи. Одно из первых упоминаний о пении «аллилуия» на Западе принадлежит Августину Блаженному (ум. в 430 г.), который сообщает о пении аллилуиария в африканских церквах в период Пятидесятницы и по воскресным дням в течение всего года. О римской практике середины V в. пишет Созомен: «Один раз в году поют в Риме аллилуия, в первый день праздника Пасхи». Папа Григорий I Великий (ум. в 604 г.) сообщает, что в его время установление обычая пения аллилуиария за мессой римского обряда только в период от Пасхи до Пятидесятницы традиционно возводилось ко времени папы Дамаса (366–384 гг.); считали, что указанный обычай повторял практику Иерусалимской церкви и установился благодаря Иерониму Стридонскому (ум. в 420 г.). Сам Григорий I Великий говорит, что в его время аллилуиарий употреблялся за мессой и вне Пятидесятницы. Впоследствии в Римской церкви установилась практика пения аллилуиария в течение всего года, за исключением Адвента и Великого поста, хотя во времена Амалара Симфозия (первая половина IX в.) ещё велись споры по этому вопросу; древний обычай пения «аллилуия» только в пасхальное время превратился в практику многократного повторения этого слова в составе пасхальных антифонов и других песнопений. Аллилуиарий, как часть мессы, на Западе называется просто «Alleluia»; аллилуиарий присутствовал во всех западных обрядах, кроме галликанского (что не исключало широкого использования слова «аллилуия» за богослужением и этого обряда). Аллилуиарий римской мессы принадлежит к календарно изменяемым частям богослужения. Он состоит из двукратного «alleluia», стиха (лат. versus) и последнего псалма «alleluia».

 



 
PR-CY.ru