АЛЛИЛУИАРИЙ

АЛЛИЛУИАРИЙ – изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия. Аллилуиарий состоит из нескольких (одного, двух или трёх) стихов псалмов, перемежаемых пением аллилуия. В аллилуиарии слово «аллилуия», чаще всего служащее припевом к псалмам и другим песнопениям, является самостоятельной песнью. Николай Кавасила (XIV в.) объяснял это следующим образом: «После Трисвятой песни читается Апостольская книга, а потом, когда Церковь пропоёт Богу гимн (аллилуия), читается и само Евангелие… при Апостоле мы поём гимн с прошением… а при Евангелии совершаем песнопение без прошения, чтобы знать нам, что через Евангелие знаменуется Христос, Которого обретшие имеют всё… и имеющим всё нет надобности просить Его о чем-либо». Стихи аллилуиария обычно подобраны так, чтобы соответствовать содержанию евангельского чтения. Возникновение развитой системы аллилуиария обычно возводится к иерусалимской богослужебной традиции. В византийском обряде, которым в настоящее время пользуются все православные церкви, аллилуиарии кроме слова «аллилуия» первоначально содержали только один стих псалма, впоследствии появились аллилуиарии с двумя и даже тремя стихами, полные тексты псалмов никогда не входили в аллилуиарии. По той причине, что в аллилуиарии стихи псалма выполняют функцию простого дополнения к слову «аллилуия», византийские аллилуиарии исследователи не могут отнести ни к антифонным, ни к респонсорным жанрам псалмодии. Пение аллилуиариев издревле сопровождалось каждением Евангелия, а впоследствии и алтаря, иконостаса, служащих и народа, это предписывали и печатные Служебники всех изданий до XX в. включительно, и в настоящее время архиерейский Чиновник; однако на практике каждение часто совершается во время чтения Апостола, что нашло своё отражение в последних русских изданиях Служебника. Большинство аллилуиариев помещено в богослужебном Апостоле в разделах: канонаре, синаксаре. Аллилуиарий всегда поётся на полных литургиях в течение всего года, за исключением литургии Великой субботы, когда он заменяется пением стихов Пс. 81; за литургией часто бывает два аллилуиария. Кроме литургии аллилуиарий входит в состав тех чинопоследований Требника, во время которых читаются Апостол и Евангелие (например, чинов таинств крещения и миропомазания, брака, елеосвящения, последований отпеваний, водоосвящений и др.), а в некоторые дни церковного года – и в состав последований вечерни и утрени, за которыми должны читаться Апостол и Евангелие (вечерни навечерий Рождества Христова и Богоявления; вечерня в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, пришедшийся на постный день; вечерни, соединяемые с литургией преждеосвящённых Даров в полиелейные праздники; вечерня вечером в Великую пятницу; утреня Великой субботы). Принятый в настоящее время в РПЦ формуляр литургии не даёт схемы пения аллилуиария. В описании литургии Великой субботы, содержащемся в принятом в настоящее время в РПЦ Типиконе, есть некоторый намёк на такой порядок. Тем не менее, в XX в. в храмах РПЦ чтецы и диаконы обычно не произносят слова «Псалом Давидов», «Вонмем», не поют последнее «аллилуия».

 



 
PR-CY.ru