АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ

АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ – жертвенное животное ветхозаветного праздника Пасхи (Исх. 12:3–28), для которого выбирался «непорочный» однолетний ягнёнок (или козлёнок). Готовили пасхального агнца целиком, без раздробления костей, на открытом огне и до наступления рассвета его съедали «с поспешностью» (Исх. 12:11) без остатка с пресным хлебом и горькими травами. Вкушать пасхального агнца можно было только в кругу семьи, с обязательным приглашением одиноких и малосемейных людей. Участвовали в ночной трапезе все без исключения члены семьи, а также слуги, рабы, соседи, пришельцы и путники, при этом они должны были одеться по-дорожному, препоясавшись ремнями или чем-нибудь иным, и иметь в руках посох. Вкушать пасхального агнца мог даже тот, кто был ритуально нечист (например, хоронил своих близких или был в дороге), – это единственный случай нарушения принципа ритуальной чистоты, необходимой для участия в жертвенных трапезах в Ветхом Завете (Числ. 9:10). Не мог вкушать пасхального агнца только иноплеменник, т.е. человек, не принадлежащий к ветхозаветному народу Божию. Но, приняв обрезание, он мог войти в этот народ и тогда участвовать наравне со всеми. Не съеденные никем остатки пасхального агнца должны были сжигаться до восхода солнца. Первоначально заклание пасхального агнца проходило по домам, но затем, с возведением иерусалимского храма, – перед ним. Главный смысл участия в ночной пасхальной трапезе – принятие на себя личного и общинного служения, свидетельство главного события всей ветхозаветной истории – Исхода (Исх. 13:14). По единодушному суждению святых отцов, восходящему к богословию апостола Павла (1 Кор. 5:7), в образе пасхального агнца ветхозаветные пророки прозревали будущего страждущего Мессию (Ис. 53:7–8; Иер. 11:19), жертву всесовершенную. Иисус, по свидетельству евангелистов, несколько раз совершал со Своими учениками ночное пасхальное служение, вкушая пасхального агнца, в том числе и на Тайной вечери (Мф. 26:17–19; Мк. 14:12–21; Лк. 22:7–13). Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус есть истинный «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Образ пасхального агнца стал общезначимым в богословии святых отцов как на Востоке, так и на Западе и получил отражение в христианской гимнографии (ср., например, первый тропарь четвёртой песни канона Пасхи: «…Христос… был назван Агнцем, непорочным и не затронутым скверной, Пасхой нашей…»; см. также ст.: Агнец Божий, Agnus Dei, Великое славословие) и в литургической жизни православной церкви (см. Агнец, в богослужении). В иудейской традиции вкушение пасхального агнца всегда проходило по специально разработанному чину, впоследствии зафиксированному в Пасхальной Агаде, рассматривалось как важнейшее служение, сознательное уклонение от участия в котором означало отказ от вхождения в народ Божий. В современном чине совершения иудейской Пасхи, принятом после разрушения римлянами в 70 г. н.э. иерусалимского храма, после чего обряд заклания пасхального агнца прекратился, установлены чтения об Исходе, молитвы и рассказы об этом событии, а в ночной трапезе в память о пасхальном агнце предписано съесть небольшой кусочек испечённого мяса. Согласно этому чину, «в каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто его, именно его, рукою крепкою вывел Господь из Египта из дома рабства». Принесение и заклание пасхального агнца сохранилось в небольшой секте самарян (около 1000 человек), действующей в Израиле.

 
PR-CY.ru