ACTUS PURUS

ACTUS PURUS (лат. – чистая реальность, бытие в первичном и полном воплощении) – одно из важнейших понятий богословия Фомы Аквинского, эпитет Бога. Восходит к учению Аристотеля о перводвигателе, согласно которому, «так как то, что и движется и движет, занимает промежуточное положение, то имеется нечто, что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность и деятельность». «...(Первое) движущее есть необходимо сущее; и, поскольку оно есть необходимо сущее, оно существует надлежащим образом, и в этом смысле оно начало». Аристотель отождествляет перводвигатель с Богом, Которому присуща «лучшая и вечная жизнь». Но, будучи отдалённым перводвигателем, Бог у Аристотеля не принимает участия в земных процессах. Через средневековых комментаторов, прежде всего, арабских, это учение, переосмысленное как учение о едином Боге, вошло в схоластику: как actus purus Бог отличается от всякого ограниченного земного бытия, только Он может быть «чистой реальностью», т.к. совершенное бытие не может быть множественным. Фома Аквинский, основываясь на откровении имени Бога («Ego sum qui sum» – «Я есмь Сущий» – Исх. 3:14), разрабатывает учение о Боге как о чистом акте: «Бог есть чистый акт, не имеющий ничего из возможного бытия». Если в любом земном существе сущность отделена от существования, то в Боге они объединены. Он не есть некая сущность, как Единое, Благо и т.п., которым можно было бы приписать некое существование; Он не есть также некая форма существования, как, например, вечность, необходимость и т.п. Он есть «само Существование» (ipsum esse). Таким образом, Фома Аквинский, сочетая аристотелизм с отрицательным богословием «Ареопагитик», попытался решить одну из основных задач богословия – описать Бога, не определяя Его, не сводя Его к каким-либо атрибутам. Несмотря на связь богословия Фомы Аквинского с философией Аристотеля, учение Аквината об actus purus укоренено в библейской картине мира и в христианской этике: actus purus есть Бог, сотворивший из ничего мир реально существующих людей, цель существования которых состоит в том, чтобы постоянно совершенствоваться, согласно заложенной в них Творцом сущности. В этой связи с этикой – жизненная сила томистского учения об actus purus, отразившаяся в европейской философской традиции вплоть до неотомизма (Этьен Жильсон, Мартин Грабман). С понятием actus purus связано богословие Николая Кузанского, в котором Бог отождествляется с «абсолютным максимумом», который «пребывает в полной актуальности, будучи всем, чем он может быть».

 
PR-CY.ru