АНАЛОГИЯ - Страница 4

Карл Барт (1886–1968 гг.) употребляет формулу «аналогия веры» как средний термин между равным и неравным не квантитативно, но как отношение между Богом и человеком в Иисусе Христе (analogia fidei seu revelationis), когда Бог готов открыться человеку в бесконечной милости в облике Господина, Творца и Спасителя, а человек готов открыться навстречу Его милости. По К. Барту, аналогия веры – «внешняя атрибутивная аналогия» (analogia attributionis extrinsecae). В систематической конструкции Пауля Тиллиха (1886–1965 гг.) нет ступеней иерархического опосредования между конечным и бесконечным, пропасть между ними преодолевается «бесконечным прыжком», конечное же бытие может избежать поглощения небытием только за счёт участия силы бытия (Seinsmächtigkeit) в акте творения. Благодаря Божественному Логосу имеется корреляция между структурами объективного разума, субъективного рассудка и действительности. Это не онтотеологический принцип католицизма, но, скорее, схема теологической метафоры: теология и возникает как analogia imaginis, беспрерывное расширение горизонта взаимосоотнесённых вещей, в границах которого все конечные элементы творения вступают в системные символические отношения с Богом, образуя теологическую summa symbolorum, её семантический универсум. Об «аналогической» структуре теологии говорит и Вольфхарт Панненберг (analogia nominum), отличая её от утверждений о сходстве, или тождестве, между Божественным и тварным бытием (analogia entis). Поскольку аналогия предикации предполагает семантический унивокализм, т.е. присутствие в неизвестном того же логоса, что находится в известном, а это – покушение на бесконечное различие Бога и творения по бытию, Вольфхарт Панненберг (1928–2014 гг.) находит между равно недостаточными возможностями констатировать сходство по субстанциальному бытию и формальным тождеством (образ и подобие) альтернативу: доксологическую структуру теологического дискурса, т.е. сумму исторически зафиксированных интерпретаций христианской истины («Откровение как история»). В концепции Эберхарда Юнгеля (род. в 1934 г.) метафора – конститутивная характеристика любой религии, которая возникает как отклонение (отчуждение, отстранение) от нормы принятого субъект-объектного распределения, и свидетельство свободы человеческого духа. Слово «Бог» в позиции грамматического субъекта никогда не может употребляться вне метафорической установки о переносности всех значений (употреблений) имени «Бог». Метафорическое употребление предполагает какое-то знание (знакомство) с его предметом (в противном случае нельзя было ни совершить, ни оправдать «перенос» значения), а, следовательно, порождает круг обоснования: о Боге мы говорим и понимаем сказанное только при условии метафорического употребления терминов, но, чтобы их применять метафорически, следовало бы уже понимать их значение неметафорически. Значит, Бог каким-то образом должен открыть Самого Себя, что и соответствует имплицитному знанию христианской теологической метафорики: христологическому догмату о Боговоплощении, жизни на земле, смерти и воскресении Иисуса Христа.



 
PR-CY.ru