АНАЛОГИЯ - Страница 3

Католическое учение об analogia entis (аналогия сущего) эксплицитно разработал Эрих Пшивара (1889–1972 гг.), использовав понятие, введённое кардиналом Каетаном, на основании декретов четвёртого Латеранского собора (1215 г.): между Творцом и творением нельзя указать такого сходства, чтобы при этом между ними не отметить ещё большее несходство (ср. с понятием «совпадения противоположностей» (coincidentia oppositorum) у Николая Кузанского, объединяющим «схоластику» и «мистику»: «учёное незнание» (docta ignorantia как схоластический принцип) – познание через соразмерность конечного с конечным в конечных понятиях, расположенных на шкале градаций majus-minus, при несоразмерности конечного с бесконечным (у Фомы Аквинского бесконечное может быть пропорционально, т.е. «аналогично», только бесконечному); maximum в такой конечной скалярности совпадает с minimum'ом в непостижимом единстве всебытия (мистический принцип) и так, вне всякой диалектики, указывает и сохраняет границу (различие) между любыми сколь угодно «большими» (majus), но конечными величинами и понятиями и простым максимумом бесконечности Бога). Э. Пшивара интерпретирует аналогию как динамическую середину между тождеством и различием (противоречием), объективным ритмом бытия и субъективным ритмом мышления, движением и покоем, как формальный (эйдетическая причина в учении Аристотеля) принцип мышления в философии и богословии. Под аналогией веры Э. Пшивара, опираясь на экзегезу формулы «даров» (Рим. 12:6–9) и отношение «член» (часть) – «тело» (целое; Рим. 12:5), понимает круговую связь всех вероучительных положений откровения (Offenbarungsassagen): между Новым Заветом и Ветхим Заветом – отношение взаимной дополнительности и «циркумпретации» (novum in vetere latet et vetus in novo patet – новый в ветхом скрывается, а ветхий в новом раскрывается) благодаря последней инстанции – Богу как источнику обоих Заветов и единству тайны, что позволяет гармонизировать противоречия в герменевтическом горизонте целостности содержания диалектически (исторически) развивающегося откровения в контексте аналогии веры, определяемой, в свою очередь, формулой аналогией сущего, данной четвёртым Латеранским собором, как своим формальным принципом, согласно которому при динамическом соотношении «ветхого» и «нового» во всё большем сходстве членов аналогии раскрывается ещё большее их несходство. Одновременно католическая формула аналогии веры представляет собой метод полемики с ересями («линеарно прямой теологией»), произвольно вычленяющими часть из целого и абсолютизирующими её. Диалектическая структура принципа аналогии веры у Э. Пшивары вызвала протест со стороны реформатской теологии Карла Барта («великое лжеучение»; «выдумка антихриста») как метод богопознания вне самооткровения Бога, умаление Его онтического примата, натуралтеологический ноэсис на основе отождествления Божественного и тварного бытия.

 



 
PR-CY.ru