АНАЛОГИЯ - Страница 2

В восточно-христианской традиции классической формой аналогии как отношения конечных сущих к Богу, так и доступного человеку способа богопознания в виде восхождения по лестнице аналогией является катафатический метод «Ареопагитик» в рамках апофатического богословия (Божественное открывает себя и воспринимается согласно мере каждого из умов). В католическом богословии подобное учение об аналогии принадлежит Фоме Аквинскому. Бог как actus puris (ens a se, ens perfectissimum – существо всесовершенное) понимается как динамическая первопричина, обеспечивающая бытием все сущие, участвующие таким образом в Божественном бытии. Такая analogia entis (аналогия бытия) обеспечивает и analogia nominum (понятийное сходство – similitudines – вещей). Это значит, что понятийное схватывание тождества, или сходства, в каком-либо отношении различных по своим сущностным определениям вещей, в конечном счёте, обосновано онтически (=теистически). Учение о тождестве, или сходстве, благодаря причастности на основе аристотелевской схемы выделения видов из родов, как полагают исследователи, развивается в среде учителей высокой схоластики. Аналогия у Фомы Аквинского выступает как логико-семантическое приписывание предметам мысли признаков разного рода или как онтическое приравнивание посредством связки существования «есть» реальных предметов друг к другу в каком-либо отношении, устанавливающее ряд(ы) тождеств, или сходств (подобий), на основе функций анализа, синтеза и абстрагирования. Проблема сигнификации (значения или смысла) и референции (=денотации, связи с реальностью) решалась различением аналогии согласно бытию (analogia secundum esse et non secundum intentionem: имя «тело» обладает строго унивокальными понятиями, хотя им соответствуют в действительности два «различных по бытию» объекта, например, человеческое тело и небесное – с точки зрения лингвистики – пример омонимии); аналогия согласно понятию (analogia secundum intentionem tantum et non secundum esse, например, имя «здоровый» сказывается о различных предметах по основанию (ratio) смежности: моче приписывается признак «здоровья» (secundum analogatum в терминах кардинала Фомы Каетана) по «телесной» включённости (= смежности со значением «здоровое тело»: primum analogia) – так оформляется оппозиция analogia nominum versus analogia entis – аналогия понятия и аналогия сущности; с точки зрения лингвистики пример полисемии); наконец, аналогия согласно понятию и бытию как совпадение истины и блага в Творце и творении (analogia seсundum intentionem et secundum esse). У Фомы Аквинского в период создания сумм соответственно analogia duorum respectu tertii и analogia unius ad alterum (аналогия двух членов в отношении третьего и аналогия одного к другому). В послетомистской схоластике диалектическое толкование аналогии встречается у Майстера Экхарта, согласно которому онтическое наполнение человек («ничто») получает исключительно от Бога и в Боге: esse ab altero et in altero (от другого и в другом).

 



 
PR-CY.ru