Словарь по христианству А АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ – соответствие, равенство или сходство свойств или отношений двух и более величин на основе признака общности; единство значения (смысла), сохраняемое именем (понятием) при различном его употреблении. В пифагорейской, исторически первоначальной в отношении аналогии, традиции аналогия представляла собой математическую пропорцию в трёх разновидностях: арифметическую, геометрическую, гармоническую – как середину между крайними членами отношения. У Платона трёхчленная аналогия как структурное определение космоса – одно из конструктивных средств упорядочения гетерогенных компонентов в целое в рамках его «отобразительной» космологии. Имеется также четырёхчленная схема аналогии в мифе о пещере (бытие: становление = понимание: мнение; знание: вера = мышление: представление (в образах); божественная идея: благо = сияние: солнце). Отношение сходства гетерогенных и онтологически различных предметов обеспечивается посредством аналогии. У Аристотеля геометрическая аналогия (он называет её «примером») как формализующее средство применяется во всех областях «вообще счисляемого» с указанием на реляционную природу сверхкатегориальной общности аналогии при употреблении её для «связывания» гетерогенных сущностей или признаков одной сущности. Схема арифметической аналогии (a-b=b-c) в схоластической традиции получает наименование analogia proportionis или attributionis (=реальная аналогия), характеризуется отношениями тождества (реальной общности, сходства, или подобия) отдельных сущих друг к другу и к бытию, эквивалентному эксплицитному сравнению, или метафоре: волосы как золото; золотые волосы; общий признак – цвет. Схемы геометрической аналогии (a: b=c: d) и гармонической аналогии (a: b=b: c) получили в схоластической традиции название analogia proportionalitatis (аналогия подобия отношений), эквивалентно метонимии: вечер жизни = вечер дня. Так, отношения двух братьев в одной семье и отношения двух братьев в другой семье при абстрагировании от их конкретного содержания имеют лишь структурное значение равенства, но получают конкретное значение сходства только при указании типа этих отношений (любви, ненависти и т.д.). Перенос математической схемы образования аналогии во внематематические сферы создаёт трудности её интерпретации, но одновременно порождает новые структурно-семантические «аналоги» продуктивных парадигм: грамматическое учение Стои, макро-, микрокосмическую аналогию герметизма, идею иерархического строения Вселенной вместе с градациями причастности бытию (нео)платонизма, включая его христианскую рецепцию, современные теории метафоры, в том числе и в рамках философии религии. В истории христианского богословия содержательная реализация указанных структурных схем аналогии и операций с ними (например, заключение по аналогии) играла и играет важную роль и зависит от понимания связи языка и действительности; интерпретация же аналогии отношений либо как субстанциальной общности, либо как общности через отношение к третьему члену сравнения или подчинённого к подчиняющему зависит в богословии от понимания сущности и бытия Бога, человека и их отношения друг к другу.

 



 
PR-CY.ru