АЛФАВИТ - Страница 12

Сложная форма буквенной символики предложена в книге «Сефер Йецира» («Книга Творения») – небольшом тексте, датируемом от II до VIII вв. Во второй части «Сефер Йецира» буквы алфавита делятся на три группы: три «матери» (буквы «алеф», «мем» и «шин»), семь удвоенных («бет», «гимель», «далет», «каф», «пе», «реш», «тав»), а также двенадцать простых – остальные буквы алфавита. «Матери» являются символами трёх первоэлементов, лежащих в основе всего существующего: немая буква «мем» символизирует воду, в которой живут немые рыбы, шипящая «шин» соответствует шипящему огню и воздушная «алеф» изображает дух, воздух. Согласно космогонии «Сефер Йецира», первой эманацией Духа Божия был произведший огонь, от которого, в свою очередь, произошла вода. Эти три основные субстанции существуют потенциально и получают действительное существование только посредством трёх «матерей». Космос, возникший из этих трёх основных элементов, состоит из трёх частей: мира, года (или времени) и человека. В каждой из этих частей содержатся все три первичных элемента. Вода образовала землю, из огня произошло небо, дух произвёл находящийся между небом и землёй воздух. Три времени года (зима, лето и дождливый период) соответствуют воде, огню и воздуху. Человек также состоит из головы (соответствующей огню), тела (представляемого духом) и других частей тела (соответствующих воде). Семь двойных букв произвели семь планет, находящихся в непрерывном движении, то приближающихся к Земле, то удаляющихся от неё, что обосновано мягким или твёрдым произношением двойных букв; семь дней, изменяющихся во времени соответственно их отношению к планетам, семь отверстий в человеке, соединяющих его с миром, вследствие чего его органы подчинены планетам. Двенадцать простых букв создали двенадцать знаков зодиака, им принадлежат двенадцать месяцев во времени и двенадцать «руководителей» в человеке (руки, ноги, почки, жёлчь, внутренности, желудок, печень, поджелудочная железа и селезёнка), которые подчинены знакам зодиака. Наряду с этой схематической теорией книга указывает на различные методы комбинирования и замены букв для образования новых слов, называющих новые явления. В каббалистической литературе встречается несколько методов интерпретации, с помощью которых развивается впервые упомянутые в «Сефер Йецира» принципы толкования, например, каббалистические авторы начали переставлять буквы тетраграммы «Яхве», значительно развив идею о том, что Бог открыл Себя в языке. Особенно богаты на спекуляции о символическом значении букв тетраграммы писания еврейских мистиков XIII в. в Южной Франции. О мистике букв и магических манипуляциях с ними писали аль-Газали (1059–1111 гг.), аль-Буни (ум. в 1225 г.), Ибн аль-Араби (1165–1240 гг.), аль-Даираби (ум. в 1738 г.) и др. Семь букв, отсутствовавших в первой суре Корана, толковались как особо святые и соотносились с семью особо важными именами Бога, днями недели и планетами. Представление о символическом значении букв алфавита развивалось, прежде всего, у хуруфиев (от араб. huruf – мн. число от harf – буква). Согласно учению хуруфиев, Бог открывает Себя в человеческом лице, т.к. имя Бога Аллах было написано на лице человека, наиболее очевидно – на лице основателя секты Фадл Аллаха из Астерабада: буква «алиф» образует нос, крылья носа – это два «лам», глаза образуют букву «ха». В других, особенно мистических, направлениях ислама использовалась «наука о буквах» (араб. Ильм аль-хуруф), в соответствии с которой 28 букв арабского алфавита были разделены на четыре группы по семь букв, каждой группе был подчинён один из четырёх элементов (огонь, воздух, вода, земля). В связи с суммарным числовым значением букв слова́, прежде всего имена Бога, могли толковаться мантически. При этом немалую роль играет оценка арабского языка как языка откровения Аллаха и арабского письма как письма, на котором был написан Коран.



 
PR-CY.ru