АЛФАВИТ - Страница 11

Более систематическое изложение средневековых иудейских спекуляций о графическом начертании букв и их тайном символическом значении содержат собрания мидрашей, известные под названием «Алфавит рабби Акивы». Одна из его редакций (А) предлагает толкования, собранные в свободной ассоциативной связи к согласным и огласовкам, из которых состоит название отдельных букв еврейского алфавита. Например, название буквы «алеф» состоит из букв «алеф», «ламед» и «пе»; в соответствии с этим следующий ряд агадических высказываний вводится библейскими и другими речениями, которые, в свою очередь, начинаются с букв «алеф», «ламед» и «пе». Другая редакция «Алфавита рабби Акивы» (B), напротив, содержит толкования, начинающиеся с букв в обратном алфавитном порядке: каждая буква алфавита (начиная с последней буквы еврейского алфавита «тав») приближается к Богу и просит о том, чтобы Он использовал именно её первой при сотворении мира и начал, таким образом, с неё текст Торы. Но Бог отказывает всем буквам, пока не подходит буква «бет». Все аргументы в этом споре букв построены на свободной ассоциации к названиям еврейских букв. Кроме «Алфавита рабби Акивы» существует ряд других текстов, содержащих рассуждения об аллегорическом и символическом значении еврейских букв. Например, «шин» означает ложь, а «тав» – истину. То, что буквы слова «ше́кер» (ложь) в еврейском алфавите стоят недалеко друг от друга, а слова «э́мет» (истина) – достаточно далеко, толкуется таким образом, что ложь встречается часто, а истина, напротив, – редко. Значительное распространение в иудейской экзегезе получило гематрическое толкование, примеры которого приводятся уже в своде герменевтических правил Элиезера бен Иосе Галилеянина (около 200 г. н.э.). Пример числовой гематрии усматривается в рассказе о победе Авраама во главе отряда из 318 вооружённых слуг над четырьмя восточными царями, при этом имя слуги Елиезера понимается как указание на число слуг, т.к. числовое значение букв, составляющих его имя, даёт в сумме 318. Пример буквенной гематрии обнаруживается толкователем в Иер. 51:1, где Вавилония названа (в Синодальном переводе) «противники Мои». Если буквы, составляющие это слово, заменить на парные, исходя из правила: первая заменяется на последнюю (на), вторая от начала – на вторую от конца (на), третья от начала – на третью от конца (на) и т.д., то получится слово «Халдея». В мидрашах, а позже и в каббалистической литературе сумма числового значения букв определённого слова истолковывалась как указание на тайные отношения между различными словами в Торе.

 



 
PR-CY.ru