АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ - Страница 4

Августинская школа, официально учреждённая в 1287 г. генеральным капитулом во Флоренции, предписавшим орденским преподавателям ориентироваться на труды Эгидия Римского, пользовалась значительным влиянием среди католиков с 1360 по 1430 гг.; «новая» была основана Энрико Норисом и объединила теологов из ордена августинцев-еремитов XVII–XVIII вв. в полемике с кальвинистами, последователями Михаила Байюса и янсенистами. В духе августиновского примата Любви (caritas) над знанием представители «старой» школы видели в теологии аффективную науку, соединяющую человека с Истиной не в акте разума, но в акте воли, руководимой любовью к Богу. В учении о благодати, разработанном Григорием из Римин (около 1300 – 1358 гг.), Уголино из Орвието (ум. в 1347 г.), Иоанном из Базеля (ум. в 1392 г.), Августином Фаварони (ум. в1443 г.), августинцы-еремиты исходили из абсолютного предопределения праведных, не подвергали сомнению тяжесть первородного греха и соответственно постулировали необходимость в каждом добром деле, само побуждение к которому изначально закладывается в человека Божественной благодатью, новой, сугубой, её поддержки. Хотя идеи М. Лютера, принадлежавшего к августинцам-еремитам, близки теологии «старой» школы, на практике она оставалась вполне ортодоксальной и оказала влияние в том числе на акты Тридентского собора (А. Цумкеллер). Определённую роль в развитии богословия августинцев-еремитов сыграла книжная культура гуманизма, распространение новых критических методов работы с сочинениями древних авторов. Некоторые из теологов-августинцев-еремитов, как, например, Варфоломей Урбинский (ум. в 1350 г.), составивший обширные флорилегии из сочинений Августина Блаженного и Амвросия Медиоланского, выделялись глубокими познаниями в патристике, в цитировании источников их отличала особая точность. К наиболее крупным представителям «старой» школы эпохи расцвета относятся также Яков из Витербо (ум. в 1307 г.), Александр из Сан-Эльпидио (ум. в 1326 г.), Августин Триумфус из Анконы (ум. в 1326 г.), Генрих из Флаймара (ум. около 1340 г.) и Томас из Страсбурга (ум. в 1357 г.). Теологи «новой» школы, Энрико Норис, Д.Л. Берти (1696–1766 гг.) и Ф. Беллелли (1675–1742 гг.), отрицали не только реальность, но и саму возможность изначального существования чистой человеческой природы, т.е. не испытавшей воздействия благодати или же греха. Они видели присутствие благодати как в людях до грехопадения (соответственно обладающих здоровой и сильной волей, позволяющей самостоятельно, без участия так называемой действенной благодати, желать добра и творить добро), так и в падших. После грехопадения человек нуждается в «действенной благодати», освобождающей его волю от сковывающих её низменных желаний, и в «достаточной благодати» (gratia sufficiens), помогающей сохранить приверженность добру на деле. Учение «новой» школы вызвало обвинения в ереси янсенизма со стороны испанской инквизиции (1742 г.). Несмотря на заступничество папы Бенедикта XIV (1748 г.), и позднее взгляды теологов «новой» школы вызывали сомнения, в частности, у Пия VI (1775–1799 гг.) и Пия XII (1939–1958 гг.), прежде всего, из-за недооценки ими значения добрых дел для спасения.



 
PR-CY.ru