ARTES LIBERALES - Страница 3

В единстве artes liberals и философии выразилась идея энциклопедического знания, объединяющего разум и веру, светскую науку и богословие. Учёные XIII в. объединяли artes liberals с зарождавшейся натурфилософией и метафизикой. В трудах Винсента из Бове («Зерцало доктрины») и Эгидия Римского преобладают логика в тривиуме и математика в квадривиуме. Спекулятивная математика легла в основу натурфилософии Фомы Аквинского, Роберта Гроссетеста и Роджера Бэкона; в XIV в. она уже доминировала в философии. Отдельные элементы artes liberals сохраняются в европейском университетском образовании до настоящего времени (распространён титул «магистр свободных искусств»). Однако с XVI в. система artes liberals постепенно подвергается трансформации. В высших католических учебных заведениях философия рассматривается как промежуточный этап между тривиумом и квадривиумом. В протестантском образовании философия выделяется в отдельный факультет. В иезуитских школах при сохранении прежнего содержания дисциплин выделяются три основные: грамматика, риторика и философия, причём философия включает в себя диалектику и математические предметы квадривиума. В XIX в. система artes liberals окончательно уступает место современному делению на дисциплины, которые изучаются не последовательно, а параллельно и практически без учёта уровня их сложности. На русских землях artes liberals преподавались в православных братских школах, которые начали появляться в Юго-Западной Руси в конце XVI – начале XVII вв. как мера против насильственного насаждения католичества и унии среди православных в Речи Посполитой. Обучение в братских школах, ориентировавшихся на программу польских иезуитских коллегиумов и протестантских гимназий, основывалось на преподавании предметов тривиума и квадривиума. Первоначально ведущую роль в братском образовании играли львовская и виленская школы (открылись около 1585 г., в 1592 г. польский король Сигизмунд III разрешил назвать православную львовскую школу школой «свободных наук»), в 1630 гг. крупнейшим образовательным православным центром украинско-белорусских земель Речи Посполитой стал Киевско-Могилянский коллегиум (открыт в 1632 г., в 1701 г. преобразован в академию). В XVIII в. учебная программа Киевской духовной академии стала образцом для других духовных академий в России. Наряду с artes liberals в Средние века существовала классификация «механических искусств» (artes mechanicae), которым в современном языке соответствуют собственно искусства и прикладные научные дисциплины. Выделялись также «сомнительные искусства» (artes incertae): оккультные науки, алхимия, всевозможные гадания, астрология. К ним христианское общество и церковь всегда относились с подозрением, но за ними не отрицалась некоторая возможность истинного знания.



 
PR-CY.ru