Словарь по христианству А ARTES LIBERALES

ARTES LIBERALES

ARTES LIBERALES (лат. – свободные искусства; семь liberales disciplinae – семь свободных искусств) – античная и средневековая классификация наук и образования. Восходит к «энциклопедическому образованию» софистов и «свободным наукам» Аристотеля. В системе образования господствующим становится семичастный канон, включавший свободные искусства, которые в кратком изложении должны были охватывать весь состав знаний, за исключением его самого высокого уровня – философского осмысления сущего. С V в. artes liberales делились на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка; порядок следования дисциплин мог различаться). Теоретически тривиум являлся начальным образованием (примерно с 6 до 14 лет), дававшим практические знания и возможность занимать общественные должности. Квадривиум предназначался для тех, кто намеревался стать учёным. Наиболее подробное изложение семи свободных искусств находится в трактате африканского неоплатоника V в. Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия», в котором в аллегорической форме (речь шла о свадебном пиршестве во дворце Юпитера, где персонифицированные школьные науки выступали как служанки невесты Филологии) давалось изложение образовательного минимума. Этот трактат стал одним из популярных учебников Средневековья. В начале VI в. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций создал ряд учебных трактатов по арифметике, музыке и логике, которые впоследствии использовались для преподавания. В VII в. некоторые вопросы преподавания artes liberals рассмотрены Исидором Севильским в книге «Этимологии». В Византии система обучения «свободным искусствам» сохраняла своё значение неизменно, хотя сам термин не получил большого распространения; византийцы, как правило, пользовались обозначением «общее образование». Методика тривиума и квадривиума лежала в основе преподавания в многочисленных частных школах, в императорской школе при Магнаврском дворце (с середины IX в.), а также с XI–XII вв. в придворном Константинопольском университете и в Патриаршей школе, где готовили государственных чиновников. До падения Византийской империи обучение в Константинополе считалось престижным, здесь в различных учебных заведениях учились выходцы из Западной Европы, в том числе осуждённый церковью богослов Иоанн Итал. Крупнейшими византийскими теоретиками преподавания «свободных искусств» были Лев Математик – руководитель школы при Магнаврском дворце в IX в., Михаил Псёлл – автор учебника по логике, служившего основой для преподавания этого предмета в Европе до XV в.

 



 
PR-CY.ru