Словарь по христианству А АВГУСТИНА УСТАВ

АВГУСТИНА УСТАВ

АВГУСТИНА УСТАВ (лат. Regula Sancti Augustini) – один из наиболее употребительных в западной традиции уставов для монахов и каноников. Под этим названием известно четыре текста, приписываемых Августину Блаженному: «Praeceptum», или «Regula ad servos Dei» («Предписание», или «Правило для рабов Божиих») – устав для мужской монашеской общины (древнейшая рукопись VI–VII вв.); «Regularis Informatio» («Изложение правила») – устав для женской общины, по своему содержанию сходный с «Praeceptum»; ему предпослано письмо Августина Блаженного «Obiurgatio» («Порицание»); «Ordo monasterii», или «Disciplina monasterii» («Уложение монастырское», или «Дисциплина монастырская»), а также «Regula secunda» («Второе правило») – краткое описание повседневной жизни в монастыре; «Regula consensoria» («Согласованное правило») – небольшое анонимное произведение, ложно приписываемое Августину Блаженному, появившееся в Испании во второй половине VII в. Первые три текста известны, по меньшей мере, в девяти вариантах. Самая часто используемая форма Устава Августина – «Regula recepta» («Общепризнанное правило», 1377–1384 гг.) – представляет собой комбинацию «Praeceptum» и первого предложения из «Ordo monasterii». Ещё в первой половине XX в. господствующим оставалось мнение Эразма Роттердамского и Роберто Беллармина о том, что «Praeceptum» являлось версией «Regularis Informatio», переработанной для мужской общины. Благодаря фундаментальному исследованию Л. Ферхейена доказаны аутентичность и первенство «Praeceptum», предположительно написанного Августином Блаженным около 397 г. для основанной им обители клириков. По поводу датировки и авторства «Ordo monasterii» и «Regularis Informatio» ведутся дискуссии. Хотя состав Устава Августина, как полагают исследователи, не был чётко определён, он оказал влияние на древнейшие монашеские уставы Западной Европы, в том числе на Устав Венедикта Нурсийского. Особую популярность Устав Августина обрёл лишь в середине XI – XII вв. в движении регулярных каноников, получивших поэтому имя «августинцев». В отличие от Устава Венедикта, в котором монашеский подвиг был неотделим от пребывания в затворе, Устав Августина, выделявший лишь самые общие и основные нормы монашеской жизни и ориентировавший, прежде всего, на глубокую внутреннюю работу, позволял соединить монашескую аскезу с активным пастырским служением в миру, что отвечало религиозным запросам европейского общества в XII–XIII вв. Акцент на христианское понятие любви, важное для развивавшейся с XII в. мистики, немало способствовал успеху Устава Августина, который лёг в основу орденов премонстрантов, доминканцев, августинцев-еремитов, многочисленных женских общин – августинок и др.

 
PR-CY.ru