Словарь по христианству А АННА

АННА

АННА (ум. в 1018 г.?) – как полагают исследователи, первая супруга Киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого, святая благоверная княгиня (память 4 октября, 10 февраля и в неделю третью по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). Её имя сохранилось только в новгородском предании, поскольку рака с мощами Анны, как полагают исследователи, всегда находилась в новгородском соборе Святой Софии. Вслед за Николаем Михайловичем Карамзиным часто считают, что Анна – имя, принятое в монашестве хорошо известной по русским и скандинавским источникам женой Ярослава Мудрого шведкой Ингигерд, в православии Ириной. Однако на Руси обычай принимать постриг перед кончиной в княжеских семействах отмечен только с рубежа ХII–ХIII вв.; кроме того, сохранилось захоронение Ингигерд-Ирины в киевском соборе Святой Софии, в саркофаге Ярослава. На Ингигерд Ярослав женился в 1019 г., в возрасте 40 лет. Однако немецкий хронист Титмар Мерзебургский упоминает, что польский князь Болеслав I, захватив летом 1018 г. Киев, пленил сестёр князя Ярослава и его жену. Очевидно, Анну следует признать первой супругой Ярослава, бывшей замужем за ним в период его новгородского княжения. В 1439 г. состоялась местная канонизация Анны в числе других новгородских святых. В Новгородской первой летописи сказано, что в этом году Новгородский святитель Евфимий II установил «память творити» Новгородскому князю Владимиру Ярославичу и его матери, не названной по имени, «на всякое лето месяца октября в 4», т.е. в день кончины Владимира. Более подробно о канонизации с упоминанием Анны рассказывается в «Сказании об обретении мощей святого Иоанна, архиепископа Новгородского». Таким образом, к 1439 г. в Новгороде уже сложилась местная традиция считать Анну матерью князя Владимира – первого сына Ярослава Мудрого и Ингигерд-Ирины, родившегося в 1020/1021 г. По мнению исследователей, эта традиция объясняется многовековым соседством в новгородском Софийском соборе погребений Анны, супруги Ярослава, и Владимира, сына Ярослава. В 1439 г. архиепископ Евфимий перенёс мощи Владимира, основателя собора, и Анны из Рождественского придела в западную Корсунскую паперть, поместив их в деревянные позолоченные, расписанные раки и положив на них покровы. Когда было установлено второе празднование Анны (10 февраля), исследователям неизвестно. Имя княгини упоминается в грамоте царя Ивана IV Васильевича Грозного от 1556 г. о поминании государевых прародителей. В Чиновнике Софийского собора середины XVII в. помещён чин совершения панихид у гробов основателей собора. В «Описании новгородской святыни» протоиерея Максима 1634 г. сообщается, что от нетленных мощей князя Владимира и Анны происходят исцеления, там же указано, что отдельных служб основателям собора не установлено. Память Анны отмечена в «Описании о российских святых» после памяти князя Владимира Ярославича: «Святая и благоверная мати его княгиня Анна преставися в лето 6500 и положена бысть в той же соборной церкве». 13 августа 1654 г. Новгородский митрополит Макарий перенёс мощи святых Владимира и Анны из Корсунской паперти в центральную часть собора, мощи княгини положили в новой каменной гробнице с левой стороны от входа, над обеими гробницами были построены каменные своды. Впоследствии мощи неоднократно переносились, в конце XIX в. они были поставлены в арке, отделяющей центральное пространство собора от Мартириевской паперти, куда их возвратили в 1992 г. В Минее (Московской патриархии) под 10 февраля находятся тропарь и кондак Анны, в тексте службы Собору Новгородских святых Анна упоминается в пятом тропаре пятой песни канона утрени.

 
PR-CY.ru