Словарь по христианству А АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, два АЛЕКСАНДРА И два ДИОНИСИЯ

АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, два АЛЕКСАНДРА И два ДИОНИСИЯ

АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, два АЛЕКСАНДРА И два ДИОНИСИЯ (ум. в 304 или 305 г.) – мученики Палестинские (память 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апреля, 17 мая). Согласно рассказу Евсевия Кесарийского, в гонение императора Диоклетиана к правителю Кесарии Урбану были доставлены юноши-христиане: Агапий из Газы, иеродиакон Тимолай из Понта, два Дионисия из Триполи Финикийского, иподиакон Ромил из Диосполя, египтяне Паисий (Плисий, Пуплий) и два Александра. Будучи свидетелями мучений святых Тимофея, Агапия (память 19 августа) и Фёклы, они открыто исповедали Христа. Заключённые Урбаном в темницу, святые мученики не поддались ни уговорам, ни угрозам и были обезглавлены. Им посвящён канон Иосифа Песнописца (IX в.) и греческая служба. Пространное Житие святых мучеников переведено на славянский язык к концу XI в. Краткое Житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского, затем оно было трижды переведено на славянский язык в первой половине XIV в. (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с концу XIV в. В XVI в. Житие включено под 15 марта в Великие Минеи Четьи. В византийских Месяцесловах память Агапия появляется достаточно рано и встречается часто. В Типиконе Великой церкви (X в.) есть воспоминание мученичества Агапия. Студийский и Иерусалимский уставы и служебные Минеи к ним отмечают память Агапия. Славянская служебная Минея на март-апрель (конец XIV – начало XV вв.), отражающая богослужение по Студийскому уставу, содержит седален, три стихиры и канон, идентичные помещённым в греческих и славянских печатных Минеях. Канон (четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа) с акростихом «Седми приношаю мучеником песнопение» атрибутируется Иосифу Песнописцу (ум. в 883 г.). В целом последования в печатных Минеях схожи друг с другом, однако в греческой выписан тропарь (четвёртого гласа), отсутствующий в славянской, и на утрене после шестой песни содержится стишной ямбический синаксарь. Из синайской рукописи IX в. известен другой канон (четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа), со второй песнью и без акростиха. В первопечатном русском Типиконе 1610 г. (как и в современных русских и греческих) указана служба с Аллилуия. Изображения Агапия как юного мученика, с крестом в руке, в рост или полуфигурно, широко распространены на фресках Каппадокии: капеллы 1 (Аль-Назар), 9, 11 (церковь св. Евстафия) в Гёреме, конец X в.; в Тавшанлы-килисе, 950–960 гг.; капелла 4, 913–920 гг., и Айвалы-килисе в Гюлю-Дере; в Хуазинтен-килисе в Ихларе, начало X в.; в Белли-килисе I в Соганлы, конец X в.; в церкви великомученицы Варвары в Соганлы, 1021 г. Если в большинстве указанных храмов Агапий изображён в типе мученика, облачённого в плащ с таблионом и с крестом в руке, то на фреске в капелле 23 (Каранлык-килисе) в Гёреме, 1210 г., представлен в рост в воинских доспехах, с копьём в руке. В настенных минологиях в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг., и нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321–1322 гг., изображено мученичество – усекновение мечом Агапита и с ним пострадавших; на русской минейной иконе (на март) конца XVI в. из Вологды (Вологодский музей-заповедник), в настенном минологии церкви святителя Николая в Пелинове, 1717–1718 гг., представлен только Агапий. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., называет усечёнными вместе с Агапием святых Пуплия, Ромила, Тимолая, двух Александров и Дионисиев; там же есть указание на то, что мучеников Агапия и Пуплия следует изображать старцами, остальных – юношами. Строгановский иконописный подлинник, последняя треть XVIII в. предлагает изображать Агапия вдвоём с мучеником Александром, например, на русской минейной иконе середины XVII в. из собрания музея в Реклингхаузене. Агапию посвящён северный придел в московском храме Святой Троицы в Троице-Голенищеве, XVII в., где находится современная икона Агапия и пострадавших с ним.

 
PR-CY.ru