Словарь по христианству А АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ

АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ

АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ – монах Киево-Печерского монастыря, преподобный (память 1 июня; 28 сентября – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю вторую Великого поста – в Соборе всех святых, в Малой России просиявших). В 27-м слове Киево-Печерского патерика, посвящённом Агапиту, врачу безмездному, он назван киевлянином, постригшимся в Печерском монастыре ещё при жизни преподобного Антония, т.е. не позднее начала 1070 гг. Следуя примеру Антония, Агапит, врач безмездный, ухаживал за больными монахами и снискал себе славу «лечьца». Наиболее известно заочное (Агапит, врач безмездный, отказался покинуть стены монастыря) исцеление черниговского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, совершённое преподобным в игуменство Иоанна (первая половина 1090 гг.). Агапит, врач безмездный, лечил молитвой и «зелием от своея яди», что вызывало насмешки врачей в Киеве. Один из них, родом армянин, предсказал заболевшему Агапиту, врачу безмездному, смерть через три дня, но святой прожил, как сам предсказал, ещё три месяца, после чего поражённый этим чудом армянин принял православие и постриг в Печерском монастыре. Преставление Агапита, врача безмездного, как полагают исследователи, произошло в конце XI – начале XII в. Даты «около 1095 г.», или «не позднее 1095 г.», встречающиеся в литературе, основаны на словах из Патерика, что смертельный недуг охватил Агапита, врача безмездного, после исцеления им князя Владимира. Придавать значение точного хронологического указания неопределённому выражению «по сих» (после этого) в тексте, написанном более чем через столетие после события, исследователи считают едва ли правомерным. Мощи Агапита, врача безмездного, почивают в Ближней, или Антониевой, пещере Киево-Печерской лавры. Его местная канонизация совершилась, как полагают исследователи, ко времени составления Киево-Печерского патерика (первая треть XIII в.). В 1643 г. Киевский митрополит Пётр (Могила) установил соборное празднование преподобных отцов Ближних пещер, тем самым подтвердив древнее местное прославление Агапита, врача безмездного. В святцах XVII в., в том числе и в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650 гг., его память отмечена под 31 мая. Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг. относительно Киевских святых Агапиту, врачу безмездному, было установлено общецерковное празднование, но в современном Типиконе его память не отмечена. Служба Агапиту, врачу безмездному, шестеричная, составлен акафист преподобному.

 
PR-CY.ru