АГАПИТ

АГАПИТ (IV в.) – епископ Синадский (Фригийский), исповедник (память 18 февраля, 5 июля). О житии Агапита рассказывает церковный историк начала V в. Филосторгий (на которого, как полагают исследователи, опирается и «Суда»). Исследователи рекомендуют не отождествлять его с одноимённым епископом Синадским, жившим в начале V в. Родился в Каппадокии в христианской семье во времена императора Диоклетиана (284–305 гг.). С юных лет встал на путь иноческой жизни, поселившись во Фригии близ города Синада (современный Чифут-Кассаба) или Синай (современный Синав), питался золой и шелухой от бобов, воздерживался от сна, непрестанно изучая Священное Писание; стяжав дар чудотворения, истребил молитвой появившегося около монастыря змия и исцелил одержимую девицу. Узнав, что Агапит отличался огромной физической силой, император Лициний (или, по «Суде», Максимин) забрал его из монастыря на военную службу, где святой продолжал чудесно исцелять людей и животных. Некоторое время Агапит находился под судом вместе с мучениками Викторином, Дорофеем, Феодулом и Агриппой, был изранен копьями и лишь чудом избежал смерти; когда по его молитвам исцелился слуга императора Константина I Великого, Агапит получил разрешение вернуться на родину. Там он был против воли рукоположён во пресвитера, а после смерти местного архиерея поставлен во епископа. Совершив ещё более сотни чудес (изменял направление рек, передвигал горы, воскрешал мёртвых, открывал людям их грехи, пророчествовал), Агапит скончался. Краткое Житие святого было переведено на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В первой половине XIV в. оно было трижды переведено на славянский язык, как полагают исследователи, сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с конца XIV в. В XVI в. включено под 18 февраля в Великие Минеи Четьи. В византийских Месяцесловах память Агапита появляется достаточно рано, однако встречается редко и, в основном, в памятниках константинопольского происхождения. Она значится в Типиконе Великой церкви (X в.) как «память преподобного и чудотворца Агапита, епископа Синадского», а также в Минологии Василия II (976–1025 гг.), в Минологии начала XI в., в Евангелиях X–XI вв. Из студийской рукописи конца XI в. известна служба Агапиту на 18 февраля, содержащая седален, кондак, икос, шесть стихир и канон св. Иосифа Гимнографа (ум. в 883 г.) с акростихом, вписанным в тропари и богородичны; в более поздней февральской Минее иерусалимского типа (вторая четверть XIV в.) нет памяти Агапита, потому что её вытесняет празднование папе Римскому Льву. Синайская рукопись XI в. содержит другой канон (четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа), анонимный. Жозе Гродидье де Матону известен по рукописи X–XI вв. В славянской традиции память Агапита отсутствует, её нет ни в ранних Минеях студийского типа, ни в позднейших, ориентированных на Иерусалимский устав. По современным русским и греческим Типиконам память Агапита не празднуется, однако в греческой Минее содержится стишной ямбический синаксарь после шестой песни канона на утрене. На миниатюре Минология Василия II (976–1025 гг.) Агапит представлен как святитель в омофоре, с Евангелием в руках, изображён старцем (в рост); аналогичное изображение – в Минологии начала XI в. Другой вариант иконографии имеется в настенном минологии церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг., где Агапит представлен длиннобородым старцем, облачённым в хитон и гиматий (полуфигурное изображение). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начала XVIII в., описывает Агапита как старца с остроконечной бородой.

 
PR-CY.ru