АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ - Страница 5

В России Александр I покровительствовал различного рода религиозным собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на него оказывал архимандрит новгородского Юрьева монастыря Фотий (Спасский). С 1812 г. при покровительстве императора в России развернуло свою деятельность Библейское общество, которому он подарил каменный дом в Санкт-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. руб. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. руб. Православные иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском обществе протестантских проповедников. Этим недовольством воспользовались архимандрит Фотий и всесильный временщик Алексей Андреевич Аракчеев, ревниво относившийся к Александру Николаевичу Голицыну, занимавшему посты председателя Библейского общества и министра духовных дел и народного просвещения. В 1824 г. им удалось уговорить императора остановить деятельность Библейского общества и уволить А.Н. Голицына со всех постов. В последнее десятилетие своего царствования Александра I проявил себя глубоко верующим православным христианином. Благочестие государя резко выделяло его из окружавшей его великосветской элиты, расценивавшей настроение императора как «мистицизм» и «ханжество». Император совершил несколько паломничеств в русские монастыри и имел беседы с известными подвижниками. Первое его посещение Троице-Сергиевой лавры состоялось во время коронационных торжеств осенью 1801 г. В 1814 г. Александр I передал Московской духовной академии свой дворец в лавре («царские чертоги»), где академия находится и в настоящее время. Император пользовался каждой возможностью посетить храмы и монастыри. В 1816 г. молился в Киево-Печерской лавре и посетил её насельника иеросхимонаха Вассиана (Балашевича). В 1819 г. государь был на Валааме, где произвёл большое впечатление на братию монастыря своим знанием монастырских уставов и молитвенным усердием на службах. В 1823 г. посетил схимника Амфилохия в Спасо-Яковлевском ростовском монастыре, в Санкт-Петербурге неоднократно беседовал с настоятелем Глинской пустыни Филаретом. По преданию, существовавшему в Саровской пустыни, в 1824 г. состоялась встреча Александра I с Серафимом Саровским. На впечатлениях императора от поездок и бесед с подвижниками основан ряд указов: «О соблюдении церковного благолепия и порядка при богослужении» (1804 г.), во исполнение которого были введены ограды перед амвонами и запрещено «лишним людям» находиться во время богослужения на солее и в алтаре; «О богопочитании» (1816 г.), в котором говорилось о поведении духовенства и соблюдении порядка и тишины в храмах; «О церковном пении» (1824 г.), по которому во избежание произвола в выборе песнопений партесное пение разрешалось только с копий нот, заверенных директором Придворной певческой капеллы Дмитрием Степановичем Бортнянским. Известны заботы Александра I о храмоздании. По его повелениям было начато возведение крупнейших храмов Москвы и Санкт-Петербурга – Христа Спасителя в Москве в память победы в Отечественной войне 1812 г. и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. 1 сентября 1825 г., перед отъездом на юг, Александр I отправился в Александро-Невскую лавру, где вёл долгую беседу со старцем Алексием Петербургским. В середине сентября государь прибыл в Таганрог, затем посетил Азов и устье Дона, в начале октября направился в Крым, побывал в Симферополе, Алупке, Ливадии, Ялте, Севастополе, Евпатории, Бахчисарае. 27 октября по пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь сильно простудился и 5 ноября вернулся в Таганрог уже тяжелобольным. 19 ноября 1825 г. скончался. Смерть ещё не старого государя (ему шёл 48-й год), раньше не болевшего, породила различные толки и предположения. Распространено предание о «таинственном старце» Фёдоре Кузьмиче, под именем которого будто бы долгие годы скрывался император Александр I.



 
PR-CY.ru