АРКАДИЙ ВЯЗЕМСКИЙ - Страница 4

Питирим отправил митрополиту Варсонофию обе иконы Аркадия Вяземского (из Спасского «Нижнего» монастыря и из Троицкого собора), т.к. они отличались иконографией, затем на допрос в Москву был увезён Спиридон. Исследователям неизвестно, чем закончилось расследование «дела об иконе преподобного Аркадия», они полагают, что в Москве было дано разрешение на местное почитание Аркадия Вяземского, поскольку его имя включено в «Описание о российских святых». Возникшая в конце XVII в. в Вязьме традиция отождествлять Аркадия Вяземского с Аркадием Новоторжским, подвизавшимся и погребённым в новоторжском Борисоглебском монастыре в XI в., заставила внести в Житие Аркадия Вяземского эпизоды, призванные устранить географические и хронологические несообразности. В Житии появился рассказ о том, что Ефрем Новоторжский, когда шёл из Киева в Торжок, побывал в Вязьме, где познакомился с Аркадием Вяземским. После этой встречи Аркадий Вяземский стал приходить в Торжок к преподобному Ефрему за духовными наставлениями, затем переселился в Борисоглебский монастырь, где умер и был погребён. Однако исследователи утверждают, что в Житии Ефрема Новоторжского и в службе Аркадию Новоторжскому нет упоминаний о том, что Аркадий был родом из Вязьмы, а Ефрем проходил через Вязьму; считают маловероятным также, что подробные сведения о происхождении Аркадия Вяземского из купцов Сырейщиковых, о проживании святого на Олешинской улице и другие могли сохраниться в Вязьме в устной традиции с XI в. Монастырь Всемилостивого Спаса «Нижнего» существовал до начала XVIII в., в 1762 г. купец Тимофей Филиппович Бубков выстроил здесь каменную церковь Всемилостивого Спаса с приделом во имя Аркадия Вяземского и Новоторжского. При церкви в 1779 г. поселились 19 инокинь из закрытого вяземского Ильинского монастыря. Во время Отечественной войны 1812 г. церковь была разорена, но стараниями сестёр к началу 1814 г. возобновлена и вновь освящена: нижний тёплый храм – во имя  Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний – во имя Всемилостивого Спаса. В 1832 г. Священный Синод постановил «церковь Аркадиевскую, соединив с богадельнею, именовать отныне Аркадиевским монастырём». В августе 1879 г. монастырь был спасён от пожара заступничеством преподобного Аркадия, икону которого вынесли навстречу огню; в память об этом событии ежегодно 28 августа в обители совершался крестный ход. В богослужебной практике Русской православной церкви Аркадий Вяземский отождествлён с Аркадием Новоторжским. В Минеях под 13 декабря Аркадию Вяземскому и Новоторжскому помещена бденная служба, под 14 августа, в день перенесения мощей Аркадия Новоторжского, – тропарь и кондак из указанной службы. Однако, несмотря на отождествление святых, в почитании Аркадия Вяземского и Новоторжского прослеживаются две агиографические традиции. Архиепископ Димитрий (Самбикин) сообщает, что в начале XX в. память названного святого совершалась в Вязьме 11 июля, а в Торжке 13 декабря и 14 августа. Иконография Аркадия Вяземского и Новоторжского также свидетельствует о том, что в ней объединились изображения двух святых: наряду с традицией изображать святого как преподобного в схиме, что соответствует подвигу Аркадия Новоторжского (именно так он обычно представлен на тверских иконах), существует иконография Аркадия Вяземского и Новоторжского как юноши в мирской короткой одежде, с зелёной ветвью в руке, что отражает облик Аркадия Вяземского, иконы этого типа встречаются в храмах Вязьмы.



 
PR-CY.ru