АРКАДИЙ ВЯЗЕМСКИЙ - Страница 3

Кроме того, Спиридон попросил игумена Иосифа, строителя юхновского во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы монастыря, найти иконописца, чтобы написать образ Аркадия Вяземского, каким преподобный предстал в видении Сергию. Иосиф исполнил обещание, новую икону поместили в местном ряду иконостаса церкви Всемилостивого Спаса «Нижнего». Преподобный был изображён «подобием мужа млада, на главе власы клокаты, в правой руке древо с ветми, подобием сосны, одежда зелена по колени, ноги голы». В 1679 г., на праздник Вознесения Господня, в вяземский во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна монастырь пришёл крестный ход во главе с протопопом Троицкого собора и «со всеми градскими священниками». Архимандрит монастыря Питирим (будущий Тамбовский епископ), отличавшийся строгим благочестием и ревностью к соблюдению церковного устава, обратил внимание на незнакомую ему икону из Спасского «Нижнего» монастыря «с резною на серебре» подписью: «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский». Архимандрит Питирим спросил строителя монастыря Спиридона, почему икона подписана этим именем, что это за святой, «мирским ли житьем жил или иноческим», и «котораго града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено». Спиридон ответил, что ни о чём не знает, а резную уже готовую подпись на серебряном окладе привёз из Москвы посадский человек М. Блудов. Архимандрит Питирим оставил икону у себя «до митрополичьего указу», а «распросные речи» Спиридона послал к митрополиту Сарскому и Подонскому Варсонофию. В ходе следствия выяснилось, что незадолго до этого в Вязьму из Торжка были присланы икона и канон Аркадию Новоторжскому, мощи которого были обретены в Торжке 11 июля 1677 г. Исследователи полагают, что вяземцы, чтившие Аркадия Вяземского и желавшие видеть его канонизированным, воспользовались прославлением ученика Ефрема Новоторжского, тезоименитого их Аркадию, и «допустили фальсификацию подписи на иконе преподобного Аркадия Вяземского». После того как архимандрит Питирим оставил икону у себя в монастыре, в Вязьме среди посадских людей и стрельцов начались волнения. Когда Питирим ехал в Троицкий собор на молебен по случаю именин царевны Феодосии Алексеевны, к нему подошли подьячие и говорили с ним «невежливо и неистовными словами поносили», требуя, чтобы «Аркадиеву икону поставить по-прежнему» в Спасской церкви вместе с местными иконами и носить её во всех крестных ходах. 28 июля 1680 г. во время крестного хода в Иоанно-Предтеченский монастырь на праздник иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской посадские люди стали вновь требовать икону, говоря: «Колько-де за икону скорбей терпеть, черви-де на сады и на овощи напали». В другой раз люди пришли в келью к архимандриту, угрожали и кричали: «Прежде-де сего в Вязьме змей не бывало, а ныне-де в Вязьме змеи проявились». Архимандрит Питирим сообщал митрополиту Варсонофию, что жители Вязьмы думают, «будто бы все скорби и напасти за эту Аркадиеву икону бывают», и «хвалились за Аркадиеву икону меня убить кирпичом и печени мои разорвать».

 



 
PR-CY.ru