АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 2

Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круга может достаточно сильно изменяться, если епископ возглавляет богослужение (или даже просто присутствует в храме), поэтому архиерейским богослужением принято называть именно указанные таинство и священнодействия, а также те особенности в чинопоследованиях литургии и других служб, которые связаны с участием в них архиерея. В византийском обряде, принятом ныне в православной церкви, только епископом могут быть совершены следующие священнодействия: рукоположения во епископа (в отличие от прочих рукоположений совершается при обязательном участии нескольких епископов), пресвитера, диакона; хиротесии во иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца (с середины XVII в. этот чин в Русской православной церкви, как правило, не отделяется от хиротесии чтеца; в греческих церквах эти чины разделены); хиротесии во архидиакона и протодиакона, протоиерея и протопресвитера, игумена и архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.); награждения клириков за Божественной литургией церковными наградами; чины освящения храма (кроме архиерейского в Русской православной церкви иногда практикуется сокращённый иерейский чин, так называемое малое освящение) и антиминса; чин освящения мира (может совершаться только главой автокефальной церкви или по его поручению); чин венчания на царство (совершается только предстоятелем церкви в монархическом государстве); большинство литургических действ (чины шествия на осляти, пещного действа и др.) предполагают обязательное участие архиерея. Уставное архиерейское богослужение требует участия большого числа клириков: протодиакона, несколько пресвитеров и диаконов, иподиаконов – два подают архиерею дикирий и трикирий (они же обычно постилают для архиерея орлецы), двум (или четырём) вручаются рипиды, один (так называемый книгодержец) держит перед архиереем богослужебные книги, один (так называемый посошник) носит архиерейский жезл, одному (при совершении службы правящим архиереем в своей епархии) вручается примикирий – выносная свеча; за патриаршими богослужениями ещё один иподиакон держит во время богослужения выносной патриарший крест. За современным греческим архиерейским богослужением, как правило, функции иподиаконов исполняют диаконы. Архиерей облачается особенным образом, что символизирует полноту почивающей на нём благодати. Одно из древнейших свидетельств облачения архиерея в одежды, отличающиеся от одежд прочих клириков, содержится в «Апостольских постановлениях». В восточной традиции главным знаком отличия епископа от пресвитеров служит омофор, упоминаемый как обычное архиерейское облачение уже Исидором Пелусиотом (ум. в первой половине V в.). Вплоть до XI–XII вв. омофор был единственным знаком отличия архиереев и надевался поверх полного священнического облачения, но со временем к архиерейским облачениям добавились и другие, так что с XVIII в. полный комплект архиерейских облачений в православной традиции включает архиерейский камисий (так называемый подсаккосник), епитрахиль, пояс, поручи, палицу, саккос (может заменяться фелонью), два омофора (большой и малый, из коих первый надевается во время процессий, второй – во время собственно тайнодействий), панагию (архиерей за богослужением также носит крест и вторую панагию, если он награждён ею), митру; как архипастырь архиерей имеет архипастырский жезл (в русской традиции украшается сулком; в поздней греческой практике сулком украшают свои жезлы предстоятели поместных церквей; в Русской православной церкви патриарх, как правило, служит с особым жезлом без сулка); как монах архиерей облачается также в монашеские одежды, из них богослужебное значение имеют архиерейская мантия, клобук или куколь, у патриарха – второй параман.

 



 
PR-CY.ru