АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ

АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ – музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерусскими распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров (Крестьянинов, Лукошков, Логинов, Баскаков и т.д.). Одновременно существовали также распевы, обозначенные по принадлежности к певческой школе или месту зарождения (московский, новгородский, усольский и др.); названию монастыря (соловецкий, кирилловский, опекаловский, тихвинский, троицкий и т.д.); традиции, восходящей к пению других православных стран (греческий распев, болгарский распев, антиохийский распев и др.). Расцвет авторского церковно-музыкального творчества в России приходится на XVI–XVII вв. Различие местных и индивидуальных традиций распевания, происходившее вследствие специфики древней системы музыкального письма (оставлявшего часть информации на долю устной традиции), порой приводило к спорам и ссорам на клиросе: «Аз есмь Шайдуров ученик, а ин хвалит Лукошково ученье, а ин же – Баскаков перевод, а ин – Крестьянинов, а прочии – прочих» («Сказание о различных ересех» инока Евфросина, XVII в.). Ещё в середине XVI в. автор «Беседы валаамских чудотворцев» призывал царя Ивана Грозного «пение скрепити один перевод, а не мнози». Постепенно авторское творчество наиболее видных мастеров заслуживало признание в России, а их «роспевы» переписывались и распространялись в многочисленных сборниках. Авторство в распевах может выражаться в собственном «разводе» распевщиком сложных «тайнозамкненных» формул, музыкальное содержание которых раньше передавалось изустно или письменно, а также в изложении этих разводов в виде дробных знамен; в полной замене мастером той или иной мелодической формулы в песнопении; в частичном преобразовании формул; в творческом переосмыслении принципа «пения на подобен», что заключалось в оригинальном преломлении формульно-структурных особенностей образца-модели. Эти особенности отмечаются в распевах, созданных на основе древнейшего архетипа. Высшим проявлением авторского творчества является создание мастерами собственных формульных композиций, не имеющих аналогов в более ранний период, хотя это и не было творчеством в современном понимании. Оно основывалось на уже сложившихся определённых формульных структурах, в ряде случаев подчинённых ещё и гласовой принадлежности.

 
PR-CY.ru