АРЕЛАТСКИЕ СОБОРЫ

АРЕЛАТСКИЕ СОБОРЫ – поместные Соборы древней церкви, происходившие в городе Арелат (современный Арль). Первый Арелатский Собор (314 г.) был созван по делу Карфагенского епископа Цецилиана, законность рукоположения которого от Аптунгского епископа Феликса отвергалась донатистами как якобы совершённое епископом-вероотступником. Собор подтвердил Законность поставления епископа Цецилиана. Римский собор 313 г. был созван по указанию императора Константина I Великого, однако донатисты подали апелляцию, ссылаясь на малочисленность и скоротечность этого Собора, не рассмотревшего, по их мнению, некоторые важные документы. Тогда 1 августа 314 г. под председательством Сиракузского епископа Христа в Арелате был созван Собор, на котором присутствовали епископы Галлии, Италии, Африки и Востока. Он подтвердил решение Римского собора относительно Цецилиана, а также принял ряд дисциплинарных и вероучительных канонов. Собор постановил, что традиторы из числа священнослужителей, которые во время гонения выдали властям священные книги и сосуды, «списки братьев» (неясно, имеются ли здесь в виду оглашенные или уже крещёные) и т.д., должны быть низложены, но признал действительными все совершённые ими рукоположения. На этом основании произошло и оправдание Цецилиана. Правила также предписывали, согласно римской традиции, принимать в церковное общение еретиков через возложение рук в противоположность африканской практике повторного крещения еретиков, воспринятой донатистами. Регламентировались условия приёма в церковное общение находящихся на смертном одре оглашенных и вероотступников. Собор постановил, что «те, кто приносят письма исповедников», должны быть приняты в общение. Исследователям неясно, идёт ли в данном случае речь о «мирных грамотах», выдававшихся епископом и подтверждавших, что данный человек находится в общении с церковью, или же имеются в виду письма, подтверждавшие, что предоставивший их человек является исповедником. Путешествующих епископов Собор постановил допускать к сослужению в других епархиях. «Городским диаконам» (diaconibus urbicis – по мнению исследователей, речь идёт о диаконах Рима) предписано не присваивать себе особые права и авторитет, но довольствоваться равной честью с пресвитерами. Собор возбраняет клирикам менять место служения и отдавать деньги под проценты. Рукоположение епископа должны совершать семь, в крайнем случае, не менее трёх епископов. Касаясь литургической стороны жизни церкви, отцы Собора установили, что Пасху следует праздновать повсюду в один и тот же день, который объявляет Римский папа. Было подтверждено, что диаконы не могут совершать евхаристию. Кроме того, Собор принял ряд частных определений, многие из которых не были подтверждены последующими Соборами и восприняты церковью. К ним относятся запрет приступать к исполнению государственных и общественных обязанностей без благословения епископа; отлучение от церкви уклонившихся от военной службы или дезертировавших с неё; совет мужьям, оставленным своими жёнами, не вступать в новый брак до смерти бывшей жены; запрещение христианам быть возницами на ипподроме и актёрами.

 



 
PR-CY.ru