Словарь по христианству А АННЕНСКИЙ Иннокентий Фёдорович

АННЕНСКИЙ Иннокентий Фёдорович

АННЕНСКИЙ Иннокентий Фёдорович (1855–1909 гг.) – русский поэт, литературный критик, переводчик. Родился в семье чиновника. В 1860 г. вместе с родителями переехал в Санкт-Петербург, учился во второй петербургской гимназии и в частной гимназии Виктора Ивановича Беренса. В 1879 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата. В 1879–1891 гг. преподавал в петербургской гимназии Якова Григорьевича Гуревича. В 1891–1893 гг. – директор коллегии Павла Галагана в Киеве. В 1893–1896 гг. – директор восьмой петербургской гимназии, в 1896–1905 гг. – Николаевской гимназии в Царском Селе. С 1898 г. – член Учебного комитета Министерства народного просвещения. В январе 1906 г., во время ученических беспорядков, уволен с поста директора гимназии, после чего служил инспектором Петербургского учебного округа. Скоропостижно скончался от сердечного приступа, похоронен в Царском Селе. Для поэтического мироощущения И.Ф. Анненского характерны обострённое чувство одиночества и хрупкости жизни, мучительное переживание противоречия между идеальным бытием и реальным миром. Его тяготение к трагическому мировосприятию нашло отражение в ранней поэме на евангельский сюжет «Магдалина» (1875 г.). В поэме отчётливо выражена идея «двоемирия», неслиянности земного и небесного начал бытия. Сюжетной основой поэмы послужили средневековые предания и легенды о кающейся блуднице Магдалине, широко использовавшиеся в европейской литературе и имевшие весьма отдалённую связь с евангельскими свидетельствами о Марии Магдалине. И.Ф. Анненский противопоставил в поэме небесную любовь, воплощённую в образе Христа, и любовь земную, олицетворением которой стала в его изображении Магдалина. Трагизм героини поэмы, всем существом преданной Христу, испытывающей терзания возвышенной, но земной любви, согласно точки зрения И.Ф. Анненского, состоит в том, что земная любовь к божественному, недоступному и непостижимому, неумолимо влечёт к отчаянию, безумию и гибели. Оригинальные произведения И.Ф. Анненского стали появляться в печати в начале XX в. – трагедии на античные темы «Меланиппа-философ» (1901 г.), «Царь Иксион» (1902 г.), «Лаодамия» (1906 г.), книга стихотворений «Тихие песни» (1904 г.). Посмертно были изданы книги стихотворений «Кипарисовый ларец» (1910 г.) и «Посмертные стихи» (1923 г.), последняя трагедия «Фамира-Кифаред» (1913 г.). И.Ф. Анненский был автором ярких критических очерков о русской литературе, вошедших в сборники «Книга отражений» (1906 г.) и «Вторая книга отражений» (1909 г.); переводов, в основном, французских поэтов XIX в. и Еврипида (издано: Театр Еврипида. М., 1916–1921 гг. Т. 1–3). В годы зрелого творчества И.Ф. Анненский редко обращался к религиозной тематике (стихотворения «Вербная неделя», «Дочь Иаира», «Сила Господняя с нами...»). Его мучило собственное безверие, о котором он писал: «Я не молюсь никогда, / Я не умею молиться» («В небе ли меркнет звезда...»); сущностью его мировоззрения до конца жизни был безрелигиозный индивидуализм. Отличительные черты зрелой поэзии И.Ф. Анненского – сверхчуткое восприятие окружающего мира, способность поэтически выражать тончайшие переливы мгновенных настроений и чувств, глубокий лиризм и замкнутость в мире личных переживаний. Его литературное творчество осталось неоценённым его современниками и получило признание и высокую оценку только в 1910–1920 гг.

 
PR-CY.ru