Словарь по христианству А АФОНСКИЙ СБОРНИК

АФОНСКИЙ СБОРНИК

АФОНСКИЙ СБОРНИК – памятник древнегрузинской письменности, составленный в XI–XII вв. на Афоне, в грузинском Иверском монастыре, важнейшее письменное свидетельство о пребывании грузинских монахов на Афоне и истории монастыря. Рукопись выполнена письмом нусхури, состоит из пергаменных и бумажных листов, имеет кожаный переплёт. Исследователи различают три редакционных слоя: 1074 г., 1080 гг., 1140 гг. Редакция 1074 г. была составлена при настоятеле монастыря игумене Георгии (Олтисари) монахом Михаилом (Дагалисонели) в честь Евфимия Святогорца. В состав сборника вошли: Житие преподобных Иоанна и Евфимия, принадлежащее Георгию Святогорцу и содержащее запись о том, что во время игуменства Георгия мощи св. Евфимия были перенесены из церкви Иоанна Крестителя в большую соборную во имя Пресвятой Богородицы. Далее следует служба преподобному Евфимию (13 мая); два песнопения в честь Евфимия, составленные грузинскими гимнографами Зосимой и Василием Святогорцами; поминальные записи, сделанные монахами монастыря, открывающиеся датой 15 декабря – днём памяти одного из ктиторов монастыря, синкелла Иоанна Торникия; Житие и проповеди Иоанна Богослова, принадлежащие апостолу Прохору в переводе с греческого Евфимия. По замечанию одного из редакторов, «Евфимий Грузин был новым Златоустом и примером для подражания имел образ Иоанна апостола». Первый редактор оставил рукопись без переплёта. Во время второй редакции после Жития преподобных Иоанна и Евфимия в сборник были включены Житие Илариона Грузина, созданное в 1035–1041 гг., песнопение Евфимию и два песнопения Илариону. В почитании на Афоне Илариона Грузина наравне с греческими святыми объединялось грузинское и греческое духовенство, что подтверждает приписка, сделанная по-гречески на краю текста Жития: «Здесь есть Житие Илариона Грузина». В 1140 гг. «Афонский сборник» в третий раз подвергся структурной переработке по велению настоятеля монастыря Иоанна (Калакалы): гимнографический материал и поминальные записи были перенесены в конец рукописи и снабжены специально оставленными чистыми листами для новых записей. Таким образом, сборник приобрёл черты своего рода хроники Ивирона, где с документальной точностью фиксировались важнейшие события жизни монастыря. Эта часть рукописи названа «Книгой агап» (синодик) и содержит 167 поминальных записей. В первой редакции их насчитывалось 50, сохранилось 22 (1 декабря – 13 февраля). Игуменом Иоанном (Таплаисдзе) сделано ещё 77. Записи расположены в порядке церковных празднеств. Каждая состоит из поминовения лиц, оказавших какую-либо услугу монастырю, при этом точно указаны объём и содержание пожертвования (евлогии), а также общественное положение жертвователя. Для самых заслуженных лиц и царских особ дни поминовения совпадают с днями Господских праздников (например, память Константина Мономаха установлена 6 января – в день Крещения Господня и 6 августа – в день Преображения Господня). В синодике упомянуты грузинский царь Баграт IV, царица Мариам, царица Тамара и многие другие представители грузинской и византийской знати. С особым почётом (со множеством литургических элементов) совершалось поминание основателей Ивирона и отцов-подвижников, среди которых святые Иоанн Торникий Святогорец, Иоанн Грузин, Евфимий и Георгий Святогорцы и др. Отдельные поминальные записи появлялись в виде вставок и позже, например, в XVI в. поминовение семьи Атабагов – правителей княжества Южной Грузии. Кроме того, рукопись пополнялась приписками, сделанными странниками, с разными сообщениями на грузинском и греческом языках, среди них – приписка Филиппа Шакарашвили (1565 г.), поминальная запись Тбилисского митрополита Елисея (1640 г.), а также запись архиерея Тимофея (1755 г.), выполненная неким Бердзеновым в Грузии в 1868 г. Как сообщает профессор Александр Антонович Цагарели (1844–1929 гг.), нашедший «Афонский сборник» в Мегрелии, рукопись была доставлена с Афона в Грузию неким афонским монахом-грузином. В 1880 гг. её привезли в Тбилиси и передали в Церковный музей Грузинского экзархата, затем в рукописное отделение Государственного музея Грузии, оттуда в 1959 г. в Институт рукописей им. Корнелия Самсоновича Кекелидзе Академии Наук Грузии.

 
PR-CY.ru