Словарь по христианству А АНЧИЙСКИЙ СПАС

АНЧИЙСКИЙ СПАС

АНЧИЙСКИЙ СПАС, Нерукотворный образ Спасителя – одна из наиболее чтимых грузинских святынь. В древности икона находилась в монастыре Анчи в Юго-Западной Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в настоящее время хранится в Государственном музее искусств Грузии). Согласно гимнографу Иоанну, епископу Анчийскому, Анчийский Спас был принесён апостолом Андреем Первозванным из Иераполя в Кларджети. Народное предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы. Так, в одной из чеканных надписей XVIII в. на окладе Анчийского Спаса в нарушение хронологии событий говорится, что икона «была доставлена из Эдессы в Константинополь, и, когда же появились Лев Исавр и другие иконоборцы, её оттуда перенесли и поставили в Кларджети, в кафедральной церкви Анчийской». Чудотворная икона (105х71х4,6 см без киота) заключена в средник разновременного (XII, XIV, XVII–XIX вв.) оклада-триптиха, оставляющего видимым только лик Спасителя, Его древнее энкаустическое изображение, близкое по стилистическим признакам к сирийской живописи, датируется не позднее VII–VIII вв. Икона поновлялась в первой четверти XIX в., тогда же был исполнен серебряный чеканный оклад. Однако на нём Иисус Христос представлен не в изводе, характерном для изображения Нерукотворного Образа Спасителя, а как Господь Вседержитель. Шалва Ясонович Амиранашвили (1899–1975 гг.), описавший икону в 1929 г. после снятия оклада, отметил сильную повреждённость красочного слоя и неясность многих деталей иконографии и стиля. Учёный датировал первоначальное изображение VI–VII вв., а поздний живописный слой – XVII в. Установление исходной иконографии древней иконы строится на свидетельстве Анчийского епископа Иоанна, заказавшего в конце XII в., при царице Тамаре, золотое чеканное обрамление для чудотворного Нерукотворного образа Спасителя, исполненное Бекой Опизари. На раме XII в. выполнены ростовые фигуры Богородицы и Иоанна Предтечи, которые должны были составить вместе с иконой Спасителя деисус. Оклад XIX в. трактует триптих как деисус с Господом Вседержителем в центре. В надписях, выполненных в разное время на чеканных створках киота, икона обозначена только как «Нерукотворный Образ», «Образ Воплощения», «Лик Божий» и «Эдесский Образ». Отражением характерного для Грузии XIII–XIV вв. приёма повторного украшения старинных чеканных икон исследователи считают факт создания для Анчийского Спаса киота с двумя боковыми створками, обложенными чеканными по серебру композициями праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение и Вознесение в полукружии киота над самой иконой), выполненными в первой половине XIV в. по заказу атабагов Самцхе (1308–1344 гг.). В 1686 г. золотых дел мастер Бертаука Лоладзе украсил чеканкой наружные створы киота. Композиции «Воскресение Лазаря», «Успение», «Тайная вечеря», «Вход в Иерусалим», «Уверение Фомы» и «Сошествие Святого Духа на апостолов» разделены (как и на внутренних сторонах створок) полосами чеканных орнаментов. Исследователи полагают, что тогда же уголки верхней части киота по сторонам от вписанного в полукруг Вознесения были заполнены изображениями летящих херувимов, заняв место повреждённых чеканных орнаментов XIV в. О местном праздновании Анчийского Спаса в Грузии сведения отсутствуют. Исследователи полагают, что оно происходило по византийскому установлению 16 августа, в день празднования перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. В настоящее время Грузинская православная церковь в этот день отмечает праздник «анчисхатоба». В XII в. Анчийский епископ Иоанн посвятил иконе «Песнопения Анчийского образа»; в XIII в. католикос-патриарх Арсений IV (Булмаисимидзе) создал «Восхваление в честь невидимого Нерукотворного Образа»; впоследствии появился «Молебен Анчийского Нерукотворного Образа, составленный по древним рукописным песнопениям».

 
PR-CY.ru