Словарь по христианству А АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ

АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ

АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (начало XVI в. – 1550 г.) – основатель пустыни в честь Успения Пресвятой Богородицы, преподобномученик (память 5 марта, 19 ноября и в Соборе Ростово-Ярославских святых). Основным источником сведений о святом является его Житие, сохранившееся в большом числе списков XVI–XIX вв. Житие состоит из двух разновременных частей. Древнейшая («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова») написана игуменом Успенского монастыря Алексием (1570–1573 гг.) и представляет собой рассказ об основании преподобным монастыря и о его трагической гибели десять лет спустя (самый ранний список – конца XVI в. содержит только древнейшую часть Жития). Во второй части («Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана»), возникшей вскоре после обретения мощей Адриана Пошехонского в 1626 г. (наиболее близок к первоначальному тексту список XVII в.), подробно изложено указанное событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, лежавшей на аналое рядом с ракой святого. Согласно Житию, Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале XVI в. в семье благочестивых христиан Григория и Ирины. После трёх лет безмолвия и жизни в пустыне принял постриг в Корнилиевом Комельском монастыре. Адриана Пошехонского часто называют учеником Корнилия Комельского, что, однако, не подтверждается ни Житиями, ни другими источниками. 13 сентября 1539 г. Адриан Пошехонский уже в сане иеродиакона по благословению игумена монастыря Лаврентия Комельского оставил обитель и удалился вместе с Леонидом Пошехонским и неким «черноризцем Бестужем» в глухие места Пошехонья с желанием «создать новый дом Богородицы». Место было выбрано в лесу на берегу реки Вотха (Ветха), где иноками была обретена на дереве икона Успения Богоматери (по другой версии, образ иноки принесли с собой и, выбрав место для обители, укрепили его на большом дубе). В 1543 г. по благословению Московского митрополита Макария иноки основали монастырь, тогда же Адриан Пошехонский был поставлен на игуменство. Святой сам принимал участие в украшении деревянной церкви во имя Успения Богоматери (заложена 17 мая 1543 г.), поскольку был искусным иконописцем, изучившим это ремесло ещё в Корнилиевом Комельском монастыре. Ему приписывают авторство чудотворной иконы Успения Богоматери – главной святыни Адриановского монастыря. В Житии есть рассказ о том, как грабители, ворвавшись в келью игумена, забрали иконы «преподобнаго бывшия и вся орудия ко иконописному художеству потребная, валы же и кисти, в едином ковчежце заключенная, мняще в оном быти злату и сребру... бе бо преподобный иконописец изрядень, и по церковном и келейном правиле в свободное время в писании икон упражнящеся» (в другом списке: «Виде много множьство образцов святых икон, тако же и валов и кистей»). Как иконописец Адриан Пошехонский упоминается в Клинцовском иконописном подлиннике. В Великий пост 1550 г., в ночь с 5 на 6 марта, в день памяти 42 мучеников Аморейских, вооружённые крестьяне соседнего села Белого напали на монастырь, схватили игумена, отняли деньги, собранные на строительство каменного храма, и после истязаний задушили. Избили иноков, убили старца Давида и унесли из монастыря все ценности. Тело Адриана Пошехонского бросили на берегу реки Ушломы между сёлами Белым и Шигорша. Наутро местные жители нашли его и тайно захоронили под полом заброшенной церкви пророка Илии на реке Ухре, а на месте захоронения посадили рябину.

 



 
PR-CY.ru