Словарь по христианству А АРТЕМИЙ

АРТЕМИЙ

АРТЕМИЙ (ум. в 362 г.) – великомученик Антиохийский (память 20 октября). Происходил из знатного римского рода и принадлежал к сенаторскому сословию. Участвовал в сражении императора Константина I Великого с императором Максенцием у Мульвиева моста в 312 г., во время которого в небе появился крест с надписью: «Сим побеждай». Это знамение обратило Артемия в христианство. Он много лет был приближённым Константина I Великого и затем советником его сына, императора Констанция II. По поручению Констанция перенёс с великими почестями мощи апостолов Андрея Первозванного и Луки из города Патры в Константинополь. После этого получил должность военачальника – дукса и августалия Александрии. В Египте Артемий утверждал христианскую веру и сокрушил множество идолов. Когда воцарившийся после смерти Констанция император Юлиан Отступник прибыл в Антиохию и стал готовиться к походу против персов, Артемий, как и другие военачальники, был вызван в Антиохию. Там, присутствуя при мучениях христиан, обличил жестокость и языческие заблуждения Юлиана и предсказал ему скорую гибель. Император обвинил Артемия в соучастии в убийстве своего старшего брата цезаря Галла. После истязаний Артемий был чудесно исцелён в темнице от ран явившимся ему Христом. Долгое время святой провёл в заключении без пищи, питаемый благодатью Святого Духа. После того как главный языческий храм Антиохии (святилище Аполлона в Дафни) был сожжён ниспавшим с неба огнём, Юлиан обвинил в поджоге христиан и подверг Артемия новым мучениям: святого придавили огромным камнем, затем отсекли голову мечом. Вскоре после этого сбылось предсказание Артемия: во время битвы с персами Юлиан был поражён невидимым оружием. Тело мученика забрала антиохийская диакониса Ариста и послала в Константинополь. Мощи положили в константинопольском храме Иоанна Предтечи в Оксии, построенном императором Анастасием I (491–518 гг.), позже этот храм иногда называли церковью Артемия. Пишут, что от его мощей совершались многочисленные чудеса, они были собраны и изложены анонимным писателем третьей четверти VII в. В настоящее время Артемий особо почитается в городе Патры, считается одним из покровителей этого города и основателем монастыря Богородицы Гирокомиу, в котором 20 октября совершается торжественное празднование этого святого. О мучении Артемия свидетельствуют историки Аммиан Марцеллин и Филосторгий. Пространное Житие Артемия написано монахом Иоанном Родосским (сохранилось в нескольких редакциях) и в конце Х в. переработано Симеоном Метафрастом. Краткие Жития входят в состав Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви X в. Память Артемия содержится во всех греческих и русских календарях. Наиболее ранним свидетельством почитания Артемия на Руси является его упоминание в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056–1057 гг. Служба ему с каноном Иосифа Песнописца содержится в Минее Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). В первой половине XII в. на Руси был осуществлён перевод краткого Жития Артемия из Минология Василия II, включённый в нестишной Пролог (древнейший список конца XII – начала XIII в.). В первой половине XIV в. Житие Артемия было вновь переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В Великих Минеях Четьих помещены пространное Житие, написанное Иоанном Родосским, и чудеса Артемия. В 1073 г. часть мощей Артемия были перевезены из Константинополя в Киево-Печерский монастырь. В кресте-мощевике царя Михаила Фёдоровича, который являлся отцовским благословением патриарха Филарета, содержались частицы мощей Артемия.

 
PR-CY.ru