Словарь по христианству А АКИНДИН, ПИГАСИЙ, АНЕМПОДИСТ, АФФОНИЙ, ЕЛПИДИФОР

АКИНДИН, ПИГАСИЙ, АНЕМПОДИСТ, АФФОНИЙ, ЕЛПИДИФОР

АКИНДИН, ПИГАСИЙ, АНЕМПОДИСТ, АФФОНИЙ, ЕЛПИДИФОР (ум. между 330 и 345 гг.) – мученики (память 2 ноября). Пострадали при Шапуре II Персидском (310/311 – 379/380 гг.). Несмотря на то что они жили в Персии, никаких свидетельств о них на сирийском (языке персидских христиан) не сохранилось. У исследователей есть основания считать, что древнее повествование, послужившее основой для греческого Жития Симеона Метафраста (X в.), составлено очевидцем событий. Согласно Житию, святые Акиндин, Пигасий и Анемподист были придворными Шапура, тайными христианами, Аффоний – одним из мучителей, который обратился ко Христу при виде страданий святых мучеников, а Елпидифор – царским вельможей, вставшим на сторону христиан. Кроме мучеников, названных по именам, довольно пространное Житие упоминает о множестве других новообращённых, казнённых по приказу Шапура, в их числе его собственная мать. Акиндин, Пигасий и Анемподист претерпели побои, истязания огнём и железными крючьями, их бросали сначала в море, потом в яму с ядовитыми змеями. Мучения, во время которых святые оставались невредимыми, сопровождались многочисленными чудесами и видениями. Наконец, Акиндин, Пигасий и Анемподист были преданы сожжению, а Аффоний и Елпидифор – усечены мечом. Место мученичества неизвестно. В Константинополе существовало два храма, посвящённых этим мученикам: в Девтероне и на Золотом Роге. Пространное Житие святых мучеников переведено на славянский язык к концу XI в. Краткое Житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В первой половине XIV в. оно вновь было переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. пространное и краткое Жития мучеников включены под 2 ноября в Великие Минеи Четьи.

 
PR-CY.ru