Словарь по христианству А АДРИАН и ЕВВУЛ

АДРИАН и ЕВВУЛ

АДРИАН и ЕВВУЛ (ум. около 308 г.) – мученики Кесарие-Палестинские (память 3, 4 или 7 февраля, 5 или 7 марта). Известны из рассказа Евсевия Кесарийского. Адриан и Еввул происходили из местности Ванея (или Влания). Услышав о страданиях и подвижничестве мучеников в Кесарии Палестинской, они пришли туда, чтобы утешить и ободрить их. Когда об этом стало известно, их схватили и представили на суд префекта Фирмилиана. После отказа отречься от Христа Адриана и Еввула били по спине и рёбрам, жгли бока и, наконец, бросили львам. Но несмотря на то что даже дикие звери поклонились Адриану и припали к его стопам, он был усечён мечом. Та же участь постигла и Еввула. Краткое Житие мучеников переведено на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В первой половине XIV в. оно вновь было переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с конца XIV в. В XVI в. включено под 3 февраля в Великие Минеи Четьи. Память Адриана и Еввула содержится во многих Месяцесловах: в Типиконе Великой церкви (IX–X вв.), в Петровом Синаксаре (XI в.) и др. Служба им неизвестна. В греческой афинской печатной Минее под 3 февраля по шестой песне канона на утрене помещён ямбический стих. На миниатюре Минология Василия II представлена мученическая кончина святых (Адриан обезглавлен, Еввул – перед палачом), оба святых изображены средовеками, Еввул седовлас (976–1025 гг.). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) описывает Адриана молодым человеком с округлой бородой, а Еввула – юношей «с бородою, едва показавшеюся».

 
PR-CY.ru