АНТОНИЙ СУПРАСЛЬСКИЙ

АНТОНИЙ СУПРАСЛЬСКИЙ (вторая половина XV – начало XVI вв.) – преподобномученик Афонский (память 4 февраля). Мирское имя неизвестно, родился в Великом княжестве Литовском в благочестивой православной семье. В молодости отличался необузданным нравом, убил человека. Движимый раскаянием, принял монашество с именем Онуфрий в супрасльском Благовещенском монастыре при его основателе игумене Пафнутии (до 1506 г.). Стремясь искупить тяжкий грех, принял решение пострадать за веру в мусульманских странах, но не получил на это благословения игумена. Наставленный афонскими иноками, устроителями Благовещенского монастыря, принял схиму с именем Антоний и отправился на Афон, где поселился в пирге (башне) св. Саввы Сербского (вероятно, близ Протата в Карее). На Афоне намерение Антония Супрасльского принять мучение за веру также не получило одобрения монастырских властей и старцев, и он послушно исполнял свой монашеский обет. Однако по прошествии какого-то времени Антоний Супрасльский услышал о подвиге знатного юноши Иоанна, замученного турками, вероятно, в македонском городе Серры, и желание принять мучение за веру вновь овладело им. Он направился в Фессалонику, пришёл в церковь Богородицы Ахиропиитос (один из древнейших храмов города, обращённый в мечеть в 1440 гг.) и начал молиться в ней во время мусульманского богослужения, за что был избит и брошен в темницу, где провёл десять дней без пищи и воды. Вызванный после этого на допрос к турецкому градоначальнику, Антоний Супрасльский отказался от предложения перейти в мусульманство и в резкой форме порицал ислам и его приверженцев. Разъярённый градоначальник приговорил его к сожжению, хотя кадий («законный судья») не нашёл вины в поступке инока. Приведённый на казнь, Антоний Супрасльский вновь отказался принять ислам, плюнул в лицо стражнику, был убит палицей и сожжён. Его прах был развеян, чтобы пресечь поклонение христиан новомученику. Почитание Антония Супрасльского не было распространено ни на Афоне, ни в Салониках, ни на Руси. Не известны ни служба ему (даже отдельные песнопения), ни изображения. Его краткое Житие со стихом вначале было написано, как полагают исследователи, в супрасльском Благовещенском монастыре по рассказам афонских монахов или паломников вскоре после кончины мученика. Текст Жития сохранился в единственном списке XVI в. на вставных листах в западнорусской рукописи Стишного Пролога, где оно помещено под 4 февраля.

 
PR-CY.ru