АФАНАСИЙ

АФАНАСИЙ (ум. в начале IV в.) – мученик Клисмийский (память в Эфиопской и Грузинской церквах 18 июля); в греческой традиции – великомученик, пострадавший во время гонений императора Диоклетиана. Описание его мученического подвига сохранилось на греческом, грузинском, арабском и эфиопском языках. Греческий текст был опубликован Афанасием Ивановичем Пападопуло-Керамевсом по единственному сохранившемуся манускрипту X в. Грузинский текст опубликовал Корнелий Самсонович Кекелидзе по трём рукописям, две из которых датируются X в. (существуют и другие грузинские списки). Арабская версия известна в трёх рукописях. Эфиопский текст мученичества опубликован Освальдо Райнери. Афанасий, занимавший высокий пост в римской администрации, был послан в Египет императором Максимианом с повелением закрыть все церкви. Афанасий был сильно опечален тем, что покидает своих братьев Сергия и Вакха, предвидя ожидающее их мученичество. Прибыв в Александрию, выразил пренебрежение к языческим идолам, а с епископом Петром общался как с братом. Об этом донесли Максимиану, который велел префекту Египта провести расследование. Тот вызвал к себе Афанасия, увещевая его отречься от Христа. Афанасий просил префекта разрешить ему отправиться в город Клисму на Красном море (современный Суэц), где было много христиан, обещая исполнить желаемое. Его прибытие в Клисму совпало с Рождеством Христовым. Афанасий участвовал в празднествах, затем прибывший из Александрии судья приказал ему принести жертву языческим богам, но Афанасий отказался и обличил язычников словами апостола Павла. В своей последней молитве Афанасий призвал Господа «защитить христианских правителей в землях римских и эфиопских». Это обращение отсутствует в греческом Житии, но есть в арабском и грузинском текстах Жития, а также в эфиопском синаксаре. При этом память Афанасия отсутствует в коптском синаксаре, но есть в эфиопской традиции, что представляет собой большую редкость. После молитвы Афанасия обезглавили. Арабское Житие содержит эпилог: жители Клисмы во главе с епископом Иулианом просят у судьи тело Афанасия и переносят его в церковь Богородицы; на могиле мученика происходит множество исцелений. В коптском «Житии св. Иоанна Колова» есть указание, что мощи Афанасия были впоследствии перенесены из Клисмы в Халкидон. Почитание Афанасия в Византии, скорее всего, было вызвано политикой императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.), направленной на защиту внешних границ империи от нападений кочевников с юга и рассчитанной на альянс с Эфиопией. В «Хронике» Александрийского патриарха Евтихия II (933–940 гг.) среди построек Юстиниана на Синае упомянута церковь Афанасия в крепости Эль-Кульзум (арабское название Клисмы); примерно столетием позже об этой церкви упоминает Абу-ль-Макарим. Как полагают исследователи, распространение почитания Афанасия было тесно связано также с церковной политикой Юстиниана I. Этим, видимо, и объясняется исчезновение из греческого текста молитвы о сохранении эфиопских правителей, поскольку к тому времени стало уже ясно, что Эфиопская церковь эволюционирует в направлении, отличном от халкидонских вероопределений.

 
PR-CY.ru