АФАНАСИЙ, Корчанов Андрей Лазаревич

АФАНАСИЙ, Корчанов Андрей Лазаревич (1746–1825 гг.) – епископ Пензенский и Саратовский. Из дворян. После окончания Киевской академии (1777 г.) был оставлен при ней учителем латинской грамматики, затем последовательно преподавал в академии поэзию (с 1782 г.), риторику (с 1785 г.), французский язык и философию (с 1790 г.). 1 июля 1778 г. в киевском Братском монастыре пострижен в монашество с именем Афанасий, 6 августа того же года рукоположён во иеродиакона, 6 ноября 1792 г. – во иеромонаха. 22 апреля 1793 г. назначен префектом академии и игуменом козелецкого Георгиевского монастыря в Черниговском наместничестве. В 1795 г. стал вице-ректором академии. С 10 июня 1797 г. – игумен киевского Выдубицкого монастыря, с 1798 г. в сане архимандрита. 21 марта 1799 г. назначен ректором Черниговской духовной семинарии и настоятелем Елецкого черниговского монастыря. 5 сентября 1811 г. Афанасий был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. Во время Отечественной войны 1812 г. по его распоряжению в храмах епархии священники выступали с патриотическими проповедями, храмы должны были сдавать деньги «на одежду и продовольствие ратников, оказавших своё желание на защищение отечества» (Афанасий внёс на эти цели 1 тыс. руб.). В ознаменование победы в войне по инициативе Афанасия и горожан 30 августа 1815 г. в Саратове состоялась закладка собора во имя св. Александра Невского. При Афанасии в Пензенской епархии было сооружено и перестроено более 40 храмов. Летом 1813 г. он предпринял поездку по епархии, в июле 1814 г. благословил закладку Преображенского монастыря в Саратове вместо сгоревшего в 1811 г. К маю 1816 г. строительство обители было закончено, она была возведена во второй класс, наделена земельными участками. Братию, а также утварь и ризницу перевели из упразднённого переяславского Вознесенского монастыря Полтавской губернии. В 1816–1818 гг. Афанасий вступил в конфликт с саратовским губернатором Алексеем Давыдовичем Панчулидзевым, который под влиянием состоятельных купцов-старообрядцев не поддержал прошение архиерея о предоставлении монастырю дополнительных земель (в августе 1818 г. указом Сената монастырю были выделены просимые земли). Афанасий в отличие от своих предшественников, епископов Гаия (Такаова) и Моисея (Близнецова-Платонова), прилагал много усилий для борьбы со старообрядчеством, широко распространённым в Саратовском крае, где помимо Иргизских монастырей существовали сотни старообрядческих общин, а также с сектантством, особенно с молоканами. Пресекал попытки строительства старообрядческих часовен и молитвенных домов, рекомендовал благочинным при обозрении храмов епархии приглашать с собой «учительного» священника, т.е. миссионера. По его инициативе впервые в епархии начали составлять обличительные антистарообрядческие и антисектантские сочинения: в 1816 г. Афанасий направил в Московский цензурный комитет основанное на документальных источниках сочинение «Догматы, молоканскую ересь содержащие», однако цензура не дозволила печатать книгу из-за её резкого тона. Во многом благодаря Афанасию в январе 1818 г. Сенат издал указ, запрещавший строительство старообрядческих часовен. В 1816 г. Афанасий учредил Пензенское, в 1817 г. – Саратовское отделения Российского Библейского общества для распространения Священного Писания «между магометанами и язычниками, в епархии обитающими». Заботясь о материальном положении пензенских архипастырей, ввёл налог на ставленников. Часть этого налога поступала на содержание певчих и лиц, входивших в архиерейскую свиту, другую часть Афанасий откладывал на приобретение дома для архиерея; собранные таким образом 3 тыс. руб. при удалении на покой сдал в консисторию. 8 сентября 1819 г. по собственному прошению был уволен на покой с пребыванием в Пензе. После приезда в епархию нового епископа Иннокентия (Смирнова) Афанасий оказывал ему помощь в делах епархиального управления. Похоронен в кафедральном соборе Пензы.

 
PR-CY.ru