АКАКИЙ

АКАКИЙ (около 370 – около 438 гг.) – епископ Мелитинский, преподобный (память 17, 16 или 18 апреля). Родился в благочестивой семье, воспитывался Мелитинским епископом Отрием. Согласно Житию ученика Акакия Евфимия Великого, уже в 390 г. Акакий был чтецом и славился большими знаниями; после кончины своего наставника занял его кафедру. Когда возникла ересь Нестория, Акакий выступил одним из первых её обличителей. Перед открытием третьего Вселенского собора в Эфесе (431 г.) вступил в диспут с Несторием, а на Соборе стал одним из главных его обвинителей. После Собора вёл переписку с Кириллом Александрийским по поводу примирения с сирийскими епископами. Акакий пользовался огромным авторитетом среди армян; Мелитинский собор (458 г.) почтительно именует его «отцом и учителем». Ещё при жизни прославился чудесами: прекратил засуху и наводнение, остановил падение разрушавшегося церковного свода, по его молитве в пустыне появился источник. Память этого Акакия иногда смешивается с памятью Мелитинского исповедника Акакия (III в.). Пространное Житие святого переведено на славянский язык к концу XI в. Краткое Житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память Акакия в византийских Месяцесловах, содержащихся в Типиконах, Минеях и других литургических книгах, не имеет чётко фиксированной даты, однако наибольшее количество источников помещают её под 17 или 18 апреля. В Мессинском Типиконе (1131 г.) указано совершение службы Акакию с Аллилуия. По принятому в настоящее время в РПЦ Уставу, как и по первому русскому печатному Типикону 1610 г., Акакию положена служба без знака. По греческим рукописям известна служба Акакию с каноном (четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа) Иосифа Песнописца (ум. в 886 г.) с акростихом «Тебя, источник многих чудес, почитаю, блаженный. Иосиф». Изображается как старец в святительском облачении с Евангелием в руках: на миниатюре минология Служебного Евангелия (третья четверть XI в.); в Минологиях (начало XI в. – под 31 марта, в день памяти Акакия, исповедника, 1327–1340 гг.) – везде в рост. В настенном минологии в нартексе церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг., – поясное изображение; на фреске церкви святителя Николая в Пелинове, 1717–1718 гг., – в рост. На русской минейной иконе на апрель, начало XVII в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), изображён как преподобный, в мантии и схиме, с кукулем на плечах.

 
PR-CY.ru