Словарь по христианству А АВРААМИЙ

АВРААМИЙ

АВРААМИЙ (ум. не раньше 1702 г.) – монах, строитель Андреевского московского монастыря, автор «Тетрадей» (челобитных) Петру I. Происхождение Авраамия, его мирское имя, время и место пострижения в монашество неизвестны. Около 1660 г. он поступил в число братии Андреевского монастыря, где пользовался расположением основателя обители, боярина Фёдора Михайловича Ртищева (1628–1673 гг.), друга и фаворита царя Алексея Михайловича. Исследователи полагают, что здесь он получил образование или продолжил его в монастырском училище. Не позднее марта 1662 г. поставлен строителем обители. В этой должности Авраамий пребывал до января 1697 г., с небольшим перерывом в 1693 или 1694 гг., когда он против своей воли был на год с лишним переведён келарем в Троице-Сергиев монастырь. В середине 1690 гг. Авраамий задумал написать челобитье на царское имя (первоначально адресовавшееся соправителям Иоанну и Петру Алексеевичам). Это намерение возникло у него под воздействием собственных наблюдений и бесед с близкими по взглядам людьми (подьячими Игнатием Бубновым и Никифором Креневым и с монастырским стряпчим Кузьмой Рудеевым) о событиях в государстве после прихода к власти Петра I. Основная тема челобитной Авраамия – государственное нестроение и ответственность государя за вручённую ему Богом державу. Главную причину нестроений Авраамий и его собеседники видели в том, что царь ведёт себя не как «совершен муж», а доверил управление страной временщикам («похотникам и мздоимцам»), которые «губят государство нагло». Историю создания челобитной Авраамий изложил в предисловии к ней, объяснив подачу сочинения от своего имени тем, что он в отличие от семейных собеседников, боящихся это сделать, одинок – оплакивать и печалиться о нём некому. В «обличении», следующем за предисловием, Авраамий в очень деликатной форме перечислил примеры негосударственного поведения молодого царя: «потехи» на Переславском озере, путешествие в Архангельск, азовские походы, забавы в подмосковных усадьбах, невинную смерть от пыток А.П. Лопухина. В «приложении» челобитчик давал наставления молодому царю о жизни, достойной государя, с позиций православного благочестия, включающих и элементы социально-политического прожектёрства. В частности, предложил назначать судьями незнатных («непородных») людей (чтобы они не потакали знатным родственникам) и сознательно, с письменным обязательством, ограничить личные расходы царя – ввести своего рода «цивильный лист». Вручить Петру I челобитную Авраамий попытался при посещении царём и главой Преображенского приказа «князем-кесарем» Фёдром Юрьевичем Ромодановским его кельи при возвращении из второго азовского похода. Поводом для посещения послужила техническая новинка, предложенная вниманию царя Авраамием и Иваном Тихоновичем Посошковым, – изготовленный ими «денежный стан» (вероятно, усовершенствованное приспособление для штампования монет). Пётр I приказал Авраамию челобитную «переписать, а честь не давать». По делу о подаче челобитной 7 января 1697 г. началось следствие в Преображенском приказе, которое вёл лично Ф.Ю. Ромодановский. Авраамия дважды поднимали на дыбу и «на втором подъёме» били кнутом. По делу было привлечено большое число свидетелей: все собеседники Авраамия, И.Т. Посошков и его брат Роман, боярин Матвей Богданович Милославский. После окончания следствия Авраамия отправили в Голутвин монастырь, его собеседников наказали кнутом и сослали на службу в город Азов. Челобитная Авраамия сохранилась в беловом автографе. Из заточения Авраамий (после 5 ноября 1701 г.) сумел отправить царю ещё одну челобитную с просьбой об очной ставке с обвинителем. По этому челобитью, также попавшему в Пpeoбpaженский приказ, было возбуждено дело. Авраамия лишили книг, бумаги и чернил и запретили свидания с ним. Дальнейшая его судьба неизвестна.

 
PR-CY.ru