Словарь по христианству А АВРААМИЙ, Алексий

АВРААМИЙ, Алексий

АВРААМИЙ, Алексий (ум. в 1640 г.) – монах, уроженец «муромских мест», возобновитель разорённого монголо-татарами в ХV в. Макариева Желтоводского монастыря, основанного преподобным Макарием Унженским (ум. в 1444 г.; память 25 июля). Сказание об обновлении Макариева Желтоводского монастыря («Сказание по сокращению о зачатии на Жёлтых Водах обители святаго и преподобнейшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Уньженскаго чюдотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и по многих летех паки на том же месте устроении ея») известно по двум спискам (оба – XVII в.). В «Сказании» говорится, что Авраамий пришёл на озеро Жёлтые Воды в 1620 г. и в лесу около разорённого монастыря поставил свою келью, вскоре к нему стала собираться братия. Тогда Авраамий ушёл в Макариев Унженский монастырь, где долго молился у гроба преподобного Макария, чтобы святой помог ему возобновить Желтоводскую обитель. Во время молитвы получил «некое извещение» от «первонаписанной иконы» Макария, что святой будет ему «помощником на месте том». Авраамий повелел написать список чудотворной иконы и этот «новонаписанный образ» принёс на Жёлтые Воды, где поместил его в специально построенной часовне.  После этого Авраамий с братией монастыря начал трудиться над воссозданием обители при помощи жителей близлежащего села Лыскова. Восстановлению монастыря содействовало особое почитание Макария династией Романовых, т.к. этому святому, побывавшему в монголо-татарском плену, они молились об избавлении митрополита Филарета (Романова) из польского плена. Царь Михаил Фёдорович, по обету посетивший в 1619 г. Унженскую обитель, поддержал восстановление Желтоводского монастыря. В 1628 г. Московский патриарх Филарет заявил о своём особом покровительстве Желтоводскому монастырю жалованной несудимой грамотой, в которой повелел своим «десятильникам и поповским старостам» не въезжать в «Желтоводскую пустынь», не взимать с её строителя никаких кормов и пошлин и «не судить ни в чём» братию монастыря. При Авраамии начался интенсивный рост обители, в «Сказании» говорится, что он воздвиг в ней «церковь велию во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы» с двумя приделами: во имя Макария Унженского и во имя Михаила Малеина – святого, тезоименитого царю Михаилу Фёдоровичу. В 1638 г. в Желтоводском монастыре уже насчитывалось 200 насельников. «Сказание» завершается особой похвалой Авраамию, в которой сказано, что Авраамий был «убогим и препростым в разуме», но «вера его и любы святая к Богу безчислена бе», и потому он сумел обновить монастырь, что не удавалось даже «многоразумным и богатым». Перед кончиной Авраамий написал прощальную грамоту.

 
PR-CY.ru