АНТОНИЙ, Смирницкий Авраамий Гаврилович - Страница 4

28 октября 1841 г. в помощь Антонию было учреждено Острогожское викариатство в Воронежской епархии, епископом Острогожским назначен Иринарх (Попов). В последний год своей жизни, будучи больным, Антоний освятил два храма, находившиеся в 200 км от Воронежа: в Дивногорском монастыре – во имя Рождества Иоанна Предтечи и Преображенский в хуторе Гнилом Острогожского уезда, действующие в настоящее время. Накануне кончины он продолжал посещать богослужения, молился в алтаре, занимался епархиальными делами. 17 декабря 1846 г. вечером исповедовался, 18 декабря приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. 19 декабря все дела по управлению епархией передал своему викарию, епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь на 20 декабря провёл в молитве, утром соборовался, распорядился раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия нуждающимся. Подписал последнее письмо на имя императора, а также продиктовал «Духовное завещание своей пастве», которое не получило официального статуса, поскольку осталось без его подписи. 20 декабря в полдень, благословив присутствующих, после окончания чтения отходной Антоний тихо скончался. Первую панихиду по нему совершил епископ Елпидифор (Бенедиктов) в сослужении с духовенством Воронежской епархии. В Санкт-Петербурге заупокойное богослужение возглавил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Антоний (Рафальский), в Москве – Филарет (Дроздов), панихиды по Антонию служились по всей России. Он был погребён 27 декабря 1846 г. в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря, в склепе, близ усыпальницы святителя Митрофана, над местом погребения была положена чугунная плита. Антоний завещал похоронить себя в схимническом облачении при самом входе в церковь (вне её) с западной стороны, не ставя никакого памятника, «да вся приходящая попирают меня ногами». В 1914 г. трудами архимандрита Александра (Кременецкого) и А.А. Полянского на пожертвования почитателей Антония над могилой была устроена часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид. По отзывам современников, Антоний являл собой «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Нередко за богослужением видели его «полузакрытые очи, полные слёз». Говорил с незначительным малороссийским акцентом, имел хороший слух и голос. Никогда не смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой. Преподобный Серафим Саровский питал к Антонию, «жителю из села Божией Матери, лавры её Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом и называл Антония не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание Антония святителем Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагией Серебрянниковой. Антоний состоял в духовном родстве с киевскими подвижниками иеросхимонахом Парфением (Краснопецевым) и иеросхимонахом Вассианом (Балашевичем). Среди современников, которые пользовались советами и покровительством святителя, юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (монахиня Евгения), Матрона Наумовна Попова (монахиня Мария), иеросхимонах Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Машурин (монах Стратоник), а также сезеновский затворник Иоанн и белогорская блаженная Мария Шерстюкова.

 



 
PR-CY.ru