АНТОНИЙ, Медведев Андрей Гаврилович - Страница 3

18 сентября 1856 г. в память войны 1853–1856 гг. Антоний был награждён бронзовым наперсным крестом на владимирской ленте, а 20 сентября – крестом, пожалованным императрицей Марией Александровной в память пребывания императорской четы в лавре. 7 августа 1859 г. указом Синода Антонию была присвоена степень первоклассного архимандрита. В 1872 г. он просил у митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) увольнения от должности по старости, но тот отклонил просьбу. В 1873 г. у Антония был лёгкий инсульт, после которого он сильно ослабел и оставался прикованным к постели. Митрополит Иннокентий благословил устроить домовую церковь при кельях архимандрита, где Антоний изредка совершал литургию. Управление лаврой было передано духовному собору, к Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах. В 1876 г., после начала войны с Турцией, Антоний при мощах Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 г., собрав последние силы, приветствовал императора Александра II и августейшую семью. Антоний скончался, попрощавшись с братией, напутствованный таинствами елеосвящения и причащения. Его отпевание совершили епископ Иоанн (Митропольский) и епископ Можайский, викарий Московской епархии Игнатий (Рождественский) в сослужении более 60 священнослужителей при огромном стечении народа. Антоний был погребён с восточной стороны Духовского собора Троице-Сергиевой лавры. Его почитание особо выразилось в обязательном и усердном поминовении в Троице-Сергиевой лавре на всех заупокойных ектениях. Антоний прославлен как местночтимый святой 16 октября 1998 г. по благословению патриарха Алексия II, который сам возглавил торжество прославления. Ко времени прославления останки Антония были обретены и помещены в Духовском соборе. Преподобному составлены тропарь, кондак и молитва. Сохранилось несколько живописных и графических прижизненных портретов Антония. На портрете 1858 г. (Исторический музей) он представлен по пояс, сидящим возле стола, в рясе и клобуке, с панагией, наперсным крестом, орденами св. Владимира и св. Анны на груди. Аналогичный по иконографии и стилистическим особенностям портрет середины XIX в. (Патриаршие покои Троице-Сергиевой лавры), как полагают исследователи, написан тем же художником. На небольшом поясном изображении конца 1850 – начала 1860 гг. (Российская государственная библиотека) из собрания Оптиной пустыни (как полагают исследователи, работа оптинского живописца) у Антония изображены два наперсных креста, орден св. Владимира второй степени, в руке чётки. Наиболее точно внешний облик Антония воспроизводят эстампы: литография 1862 г. (Исторический музей), выполненная в мастерской И. Корелина по рисунку Владимира Петровича Шемиота (для издания: «Портреты духовных лиц». СПб., 1862 г. Вып. 3), и тонолитография 1863 г. (Исторический музей). Уникальным памятником является митра 1871 г. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), как полагают исследователи, изготовленная ко дню празднования 40-летия служения Антония в должности наместника Троице-Сергиевой лавры на основе ветхой митры, принадлежавшей Филарету (Дроздову); на живописных дробницах воспроизведены образы небесных покровителей Антония в миру и монашестве, а также святых, в дни памяти которых происходили важные события жизни преподобного.



 
PR-CY.ru