Словарь по христианству А АНТОНИЙ, Булатович Александр Ксаверьевич

АНТОНИЙ, Булатович Александр Ксаверьевич

АНТОНИЙ, Булатович Александр Ксаверьевич (1870–1919 гг.) – иеросхимонах. Сын генерал-майора. Семье принадлежало богатое поместье Луциковка. В 1884 г. семья переехала из Москвы в Санкт-Петербург, где А.К. Булатович поступил в Александровский лицей. В 1891 г. окончил лицей и был зачислен рядовым на правах вольноопределяющегося в лейб-гвардии Гусарский полк второй кавалерийской дивизии, с 1895 г. заведовал полковой учебной командой. С весны 1896 г. с миссией Красного Креста находился в Эфиопии. В декабре 1897 г. совершил экспедицию с войсками эфиопского негуса Менелика II к озеру Рудольф. Весной 1899 г. участвовал в отражении натиска англичан в Судане. В 1900 г. находился в войсках, направленных в Порт-Артур для подавления «боксёрского восстания». Произведён в ротмистры. Получил орден Почётного легиона. 27 января 1903 г. по «семейным обстоятельствам» уволен в запас. 30 марта 1906 г. вышел в отставку «по прошению». Под влиянием Иоанна Кронштадтского принял монашеский постриг. 8 марта 1907 г. на Афоне принял схиму; 8 мая 1910 г. посвящён в иеросхимонаха. В марте-декабре 1911 г. находился в Эфиопии, где предполагалось учредить Русскую православную духовную миссию и Афонское подворье. 8 января 1912 г. возвратился на Афон. Первое время Антоний не поддерживал имяславие, которое на Афоне стало распространяться сразу же, как только иноки Фиваидского скита русского монастыря великомученика Пантелеимона ознакомились с книгой схимонаха Илариона «На горах Кавказа» (1907 г.). После возвращения из Эфиопии Антоний возглавил развернувшееся здесь движение имяславцев (противники называли их имябожниками, имяпочитателями, они, в свою очередь, называли своих противников имяборцами), стал главным его апологетом. С 1912 г. в России появляются статьи Антония в защиту Имени Божьего «О почитании Имени Божия» (напечатано в журнале Андреевского скита «Наставления и утешение Святой веры христианской». 1912 г. Апрель), «О молитве Иисусовой», «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем». В феврале-марте в почаевском журнале «Русский инок» вместе с «Рецензией на сочинение схимонаха Илариона, называемое: «”На горах Кавказа”, инока Хрисанфа» была помещена «Копия рецензии инока Хрисанфа на книгу “На горах Кавказа” и отзыва архиепископа Антония, с возражениями переписчика» («переписчиком» был Антоний). Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) занял позицию жёсткого критика имяславцев. 7 мая Антоний от имени имяславцев направил архиепископу Антонию (Храповицкому) письмо с просьбой напечатать его в «Русском иноке» за подписью: «Иноки афонские». Последовал отказ. Архиепископ Антоний печатает в «Русском иноке» статью «Ещё о книге схимника Илариона “На горах Кавказа”: “Самое имя Иисуса не есть Бог...”». Сочинение Антония, написанное им в ответ, затерялось. Эти и многие другие статьи («Исповедание веры во Имя Божие в вопросах и ответах», «Рассуждение о Имени Божием Иисус»), ответы на рецензии, письма, обращения к инокам монастырей и прочие имеющие полемический характер сочинения были собраны Антонием в книге «Моя борьба с имяборцами на Святой горе», которая вышла в Петрограде в 1917 г.

 



 
PR-CY.ru