АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ - Страница 3

Трактат начинается предисловием с описанием истории проведения музыкальной реформы и завершается акростихом, из которого следует, что над руководством «трудился Александр Мезенец и прочии». Имея трактат, мастера-печатники могли начать изготовление наборной азбуки крюковых знаков, что вскоре и было выполнено. Поскольку в начале 1671 г. набор «новых» (призначных) знамен был готов, исследователи полагают, что «Извещение» Александр Мезенец написал до 1671 г. Примечательно, что на основании царского указа от 15 декабря 1670 г. мастера наградили деньгами; возможно, это было связано с завершением им трактата. Таким образом, наиболее вероятной датой написания «Извещения» является вторая половина 1670 г. (по музыковеду Степану Васильевичу Смоленскому – 1668 г.). В январе 1673 г. Александр Мезенец получил на Печатном дворе 10 руб. жалованья как «праворечного пения справщик». Очевидно, в 1672 г. он сменил там Александра Печерского в деле надзора за печатанием певческих текстов. В дальнейшем связь Александра Мезенца с Печатным двором не возобновлялась. Исследователи полагают, что в период работы во второй комиссии и позднее он жил на подворье Саввина Сторожевского монастыря в Москве; в сохранившихся росписях старцев монастыря (с 1672 г.) его имя отсутствует (вероятно, мастер не стремился к возвращению в свою обитель). В 1670 гг. он собрал и написал «для себя» сборник нотированных покаянных стихов, среди которых привлекает внимание исследователей сатирический стих о монастырском житии на четвёртый глас в особой, как полагают исследователи, его собственной, редакции («В монастыре убо игумени и икономи, келари и казначеи… горделивые, самолюбием вси одержимии…»). Живя в это время в Москве, Александр Мезенец занимался обучением певческому искусству. Своему ученику, подьячему Ямского приказа Павлу Черницыну, как «красногласовного пения рачителю» мастер «во учении» подарил певческую книгу, сопроводив её стихотворным «Предмовлением» (июнь 1677 г.). Эта рукопись вопреки утверждениям С.В. Смоленского не написана почерком Александра Мезенца, лишь несколько приплетённых в конце тетрадей выполнены самим дидаскалом. Его вирши вписал на отдельный лист и вклеил в книгу сам Павел Черницын. Стилистически и композиционно «Предмовление» близко виршам к сборнику для князя Ю.С. Урусова. Представители рода Черницыных, как и Стремоуховых, находясь на ратной, в том числе казачьей, службе, активно участвовали в военных действиях против Речи Посполитой в начале XVII в., что, скорее всего, и послужило сближению Александра Мезенца с его учеником. Более поздних сведений об Александре Мезенце нет. Исследователи полагают, что вскоре после обучения в 1677 г. Павла Черницына мастера не стало. Музыковед-историк протоиерей Василий Михайлович Металлов (1862–1926 гг.), ссылаясь на статью этнографа Петра Алексеевича Бессонова (1828–1898 гг.), называет датой смерти Александра Мезенца 30 января 1676 г. Однако П.А. Бессоновым эта дата указывается в связи с кончиной царя Алексея Михайловича.



 
PR-CY.ru