АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ - Страница 2

Итогом редакторской работы мастера в княжем доме явился сборник, содержащий основные певческие книги (Ирмологий, Октоих, Обиход), исправленные «с древних знаменных письмяных певчих преводов». Книгу написал сам Александр Мезенец и предварил её виршами, в которые кроме панегирических строк в честь Ю.С. Урусова и сведений о создании сборника включил автобиографические сведения. Рукопись была закончена в июне 1666 г. Оставив после некоторых разделов росписи латиницей, Александр Мезенец преподнёс книгу князю, а тот в следующем году дал её вкладом в Нилову Столбенскую пустынь по случаю канонизации её основателя. В своём предисловии к музыкально-теоретическому трактату «Извещение о согласнейших пометах» Александр Мезенец писал, что разрозненная деятельность мастеров, среди которых были и «малоучении», по исправлению певческих книг привела к тому, что «и во единой церкви не токмо трием или многим, но и двема пети стало согласно невозможно». По указу царя Алексея Михайловича митрополит Сарский и Подонский Павел, возглавлявший московский Печатный двор, собрал новую, вторую комиссию, куда включил, не считая Александра Мезенца, ещё пятерых дидаскалов: Александра Печерского, Феодора Константинова, Фаддея (Субботина) Григория Носа и Кондрата Ларионова. В составе комиссии Александр Мезенец проработал с 8 февраля 1669 г. по 1 мая 1670 г. Основываясь на древнейших «харатейных» певческих рукописях и «новоисправленных» непевческих печатных книгах, комиссия произвела окончательную правку раздельноречных текстов песнопений, обобщила теоретические вопросы знаменного пения (результаты вошли затем в трактат), предложив для решения проблемы нотопечатания в России ввести во всеобщее употребление признаки. У исследователей нет оснований утверждать, что Александр Мезенец возглавлял эту комиссию. Судя по документам Книгопечатного приказа, он официально не выделялся среди других дидаскалов, получал равное с ними жалованье. Исследователи полагают, что, имея на руках результаты общих музыкально-теоретических изысканий представителей разных певческих школ, Александр Мезенец сразу же приступил к написанию трактата. Опираясь на хорошо известные певцам киноварные пометы, он изложил разработанные дидаскалами теоретические вопросы, включая положения о системе признаков и о взаимозаменяемости её с системой помет. В трактате представлено расширение традиционного звукоряда до двенадцати ступеней с введением соответствующих киноварных обозначений, установлена единая азбука знаменной нотации с классификацией невм по типам роспева, объяснён принцип расшифровки попевок путём изложения их «дробным знаменем» как теоретически, так и практически, на конкретных строках Ирмология, впервые введена ритмическая классификация основных знамен и система их соподчинения.

 



 
PR-CY.ru