Словарь по христианству А АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ

АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ

АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ, Стремоухов (начало XVII в. – после 1667 г.) – монах звенигородского Саввина Сторожевского монастыря, русский музыкальный теоретик, справщик книг богослужебного знаменного пения, один из авторов, составитель и редактор трактата «Извещение о согласнейших пометах желающим учиться пению», автор виршей, книгописец. Происходил из новгород-северского дворянского рода Стремоуховых, особенно выдвинувшегося на ратной казачьей службе в ходе отражения нашествий отрядов из Речи Посполитой и Крыма в первой половине XVII в. Его отец Иван упоминается в «росписях» служилых людей по Новгороду Северскому. Время и место пострига Александра Мезенца в монашество исследователями не установлено. В своих виршах он отметил «случайность» возникновения его «клиросского прозвания» – Мезенец. Монахом Саввина Сторожевского монастыря Александр Мезенец стал не с 1668 г. (как считал историк Николай Дмитриевич Успенский), а значительно раньше: уже в 1640 гг., пребывая в этом монастыре, он вместе с другими писцами-клирошанами занимался переписыванием крюковых сборников. Среди сохранившихся певческих книг монастырской библиотеки обнаружено шесть рукописей, в создании которых он принял участие. Александр Мезенец обладал изящным полууставным почерком, владел искусством оформления книги. Утвердившееся в научной литературе мнение, что он «изобрёл» признаки, которые писались чернилами непосредственно на знаменах и должны были заменить киноварные пометы для облегчения нотопечатания, а также что эти признаки появились не раньше 1667 г., противоречит источникам. Из рукописей Саввина Сторожевского монастыря исследователям известно, что признаки употреблялись писцами и певцами, включая Александра Мезенца, уже в 1640–1650 гг. Об участии Александра Мезенца в деятельности первой московской комиссии по исправлению книг раздельноречного пения (1652–1654 гг.) исследователи говорят лишь предположительно. Сообщение Н.Д. Успенского, что Александр Мезенец с 1657 г. стал справщиком московского Печатного двора, документами опровергается: почерк росписей за жалованье начавшего служить на Печатном дворе с сентября 1657 г. «старца Александра» отличается от почерка Александра Мезенца, но аналогичен почерку справщика Александра Шесткова. Специальная самостоятельная работа Александра Мезенца по редактированию раздельноречных певческих книг приходится на время после первой комиссии, когда русские мастера, по замечанию самого Александра Мезенца, начали «всяк от себе исправляти на правую речь пение». В середине 1660 гг. мастер занимался этой работой, обосновавшись у князя Юрия Семёновича Урусова (ум. в 1719 г.). Александр Мезенец видел в молодом князе «новоизбранна в пении прилежателя, добре пекущегося о исправлении, книжного любопытательства рачении».

 



 
PR-CY.ru