АРКАДИЙ, Шапошников Андрей Родионович

АРКАДИЙ, Шапошников Андрей Родионович (начало XIX в. – 1868 гг.) – «епископ странствующих христиан, экзарх некрасовский», управляющий Славской епархией старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Родился в мещанской семье, в молодости был женат на вдове. В 1826 г. оставил семью и удалился в старообрядческий («поповщинского» направления) Лаврентьевский мужской монастырь в Стародубье, где принял постриг с именем Аркадий, в 1832 г. избран настоятелем. В его настоятельство в Лаврентьевском монастыре жили Павел (Великодворский), Аркадий (Дорофеев; впоследствии архиепископ Славский), Онуфрий (Парусов; впоследствии епископ Браиловский), старообрядческий писатель Иларион Георгиевич Кабанов (Ксенос) и др. После закрытия Лаврентьевского монастыря в 1839 г. Аркадий переселился в старообрядческий Успенский мужской монастырь в селе Слава. Участвовал в обсуждении возможности принятия в «древлеправославие» нестарообрядческого епископа для организации старообрядческой иерархии, первоначально не поддержал эту идею, однако вместе с другими старообрядцами встречал митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи), ещё не присоединившегося к старообрядчеству, в городе Сулина (современная Румыния) в апреле 1846 г. После прочтения «Соображения о верах», составленного Павлом (Великодворским), Аркадий стал сторонником присоединения митрополита Амвросия к старообрядчеству. На Соборе в Славском монастыре в октябре 1846 г., где обсуждалась форма чиноприёма митрополита Амвросия, Аркадий высказался за «третий чин», без повторения над митрополитом таинства миропомазания, однако Собор решил принимать митрополита «вторым чином», через проклятие ересей и миропомазание. 20 июля 1847 г. в Славском скиту на собрании старообрядцев-некрасовцев, признавших новоучреждённую Белокриницкую иерархию, были избраны три кандидата для поставления соответственно во епископа, священника и диакона. Аркадий был выдвинут кандидатом во епископа, но, ссылаясь на 18-е правило святых апостолов, запрещающее рукополагать женатого на вдове, объявил о своём недостоинстве принять священный сан. После настойчивых просьб участников собора Аркадий согласился с избранием во епископа, однако митрополит Амвросий на прошение об архиерейской хиротонии Аркадия ответил отказом. Решение митрополита не изменилось и после повторного рассмотрения кандидатуры Аркадия уже на Соборе в Белой Кринице, участники которого, во многом под влиянием инока Павла, повторили прошение Славского собора. Во епископа был рукоположён инок Аркадий (Дорофеев), которого первоначально предполагалось возвести в сан священноинока. Аркадий из Белой Криницы возвратился в Славский монастырь. В последующие годы, обладавший большим авторитетом среди некрасовцев, он активно помогал архиепископу Аркадию (Дорофееву) в управлении Славской епархией. В 1853 г. в ходе Крымской войны в Добруджу вступили российские войска. При приближении фронта часть казаков-некрасовцев переселилась в глубь Турции, для них 1 января 1854 г. архиепископ Славский Аркадий (Дорофеев) и епископ Тульчинский Алимпий (Вепринцев) рукоположили Аркадия во «епископа странствующих христиан, экзарха некрасовского». После окончания войны Аркадий получил в управление Славскую епархию, поскольку архиепископ Аркадий (Дорофеев) был арестован и находился в заключении в России. В начале 1860 гг. Аркадий активно участвовал в спорах об «Окружном послании», придерживаясь точки зрения его сторонников. Погребён в старообрядческом Успенском мужском монастыре. Многочисленные письма Аркадия ярко отражают перестройку жизни старообрядческих общин в условиях появления у старообрядцев трёхчинной иерархии.

 
PR-CY.ru